Международный симпозиум «Святые горы в иеротопии и иконографии христианского мира»

 

13 – 15 сентября 2017 г. в Белом зале Российской Академии художеств по адресу: ул. Пречистенка, 21 состоится Международный симпозиум «Святые горы в иеротопии и иконографии христианского мира».
Организаторы: Российская Академия художеств при участии Института мировой культуры МГУ им. М.В. Ломоносова и Научного Центра восточнохристианской культуры.

Holy Mountains in the Hierotopy and Iconography of the Christian World
The International Symposium to be held in the Russian Academy of Arts
(The White Hall of the Academy, Prechistenka Str., 21) on the 13th to 15th of September, 2017


Открытие симпозиума 13 сентября в 14.00.
Начало утренних заседаний 14 и 15 сентября - в 10.30.

В рамках симпозиума 14 сентября 2017 года в 17.30 состоится презентация научного издания «Святая Вода в иеротопии и иконографии христианского мира».
Редактор-составитель А.М.Лидов. М., Феория, 2017, 760 с., 278 иллс
The Holy Water in the Hierotopy and Iconography of the Christian World
Edited by Alexei LIDOV
Москва / Moscow 2017, 760 pp., 278 ills


Симпозиум впервые в мировой науке посвящен явлению «Святых гор» как важнейшей теме христианской иеротопии и иконографии, преимущественно в византийско-древнерусской традиции, рассматриваемой в широком историческом и географическом контексте. Это позволяет понять как специфику византийского подхода, так и христианской традиции в целом. Симпозиум носит междисциплинарный характер. При этом внимание сосредоточено на сакрально-символических аспектах «святых гор» и на методологии историко-художественных исследований.

Симпозиум является продолжением многолетней инновационной научной программы, посвященной иеротопии - изучению создания сакральных пространств как особого вида духовного и художественного творчества . С 2011 г. в рамках большой программы реализуется проект посвященный иеротопии важнейших элементов мира – Огня, Воды, Земли и Воздуха. Пока вышли два монументальных сборника статей: «Иеротопия огня и света в культуре византийского мира» (М., 2013,), «Святая Вода в иеротопии и иконографии христианского мира» (М., 2017). Симпозиум о «Святых горах», рассматривающий тему Земли, является естественным продолжением этих двух проектов.

Утверждение в научном сознании понятия «иеротопия», самой возможности иеротопического подхода как дополнительной формы видения, на наш взгляд, позволило не только по-новому взглянуть на многие привычные явления, но существенно расширить область исторических исследований. Знаменательно, что целые формы творчества не получили своего места в науке и практически не описывались именно из-за отсутствия иеротопического подхода, не связанного с позитивистской классификацией предметов.

«Святые горы» - один из таких сюжетов. С одной стороны, он хорошо известен. Поскольку реальные священные горы почитались с глубокой древности. Всем известна греческая гора Олимп как место пребывания античных богов. Иудео-христианская традиция приносит тему «Храмовой горы» в Иерусалиме, которая со времен царя Соломона и до сих пор остается местом паломничества для трех «авраамических религий». В той же традиции огромную роль играет гора Хорив на Синае, где, как известно из Библии, произошло важнейшее Богоявление и были вручены Скрижали Завета. В евангельской истории кульминационные события происходят на «святых горах» - Фаворе, Елеоне, и конечно, «горе Распятия» – Голгофе. Все они не только места многовекового поклонения, но и источник вдохновения для книжников и художников, тысячелетиями изображавшими эти «святые горы» в своем искусстве.

Невозможно переоценить значение святых гор, возникших позднее. Вспомним лишь два примера на Востоке и на Западе. Святую гору Афон на полуострове Халкидики, с X века ставшей общеизвестным сакральным пространством православного мира, особой монашеской страной, в
которой воплотилось иеротопическое творчество многих поколений насельников . В позднесредневековой и ренессансной культуре Запада огромное влияние на самые разные сферы творчества оказали так называемые Sacri Monti (священные горы), воспроизводившие в сильно уменьшенном размере архитектурно-ландшафтных комплексов реальную и символическую топографию Иерусалима и в целом Святой Земли.  

Если историко-топографический аспект «Святых гор» относительно неплохо изучен, то иеротопические смыслы этого феномена остаются еще непознанными. Речь идет о пространственной образности «Святой горы», живущей в христианском сознании, и воплощающейся в самых разных формах от сакральных пейзажей до литературных текстов. Образ-парадигма «Святой горы» все время возникал в пространстве храма, определяя восприятие и архитектурной структуры, и драматургии света, и иконографической программы.

Среди тем, которые предлагаются к обсуждению на симпозиуме:
1. «Святая гора»: Иеротопия, пространственная икона и образ-парадигма
2. Философские и богословские аспекты феномена «Святой горы»
3. Святые горы в обрядовой и литургической практике
4. Создание «Святой горы» как вид иеротопического творчества
5. Естественное и привнесенное в явлении «святых гор»
6. Активация пространства и перформативные аспекты в создании «Святой горы»
7. Археология и архитектурная традиция «Святой горы»  
8. Иконография «святых гор» в христианском искусстве
9. Литературные описания «святых гор»
10. Синайская гора как пространство Откровения
11. Афон – иконическая «Святая гора» византийского мира
12. Sacri Monti  и создание Новых Иерусалимов на Востоке и Западе
13. Храм Соломона как священная гора
14. Образы «Святой горы» в медийном пространстве христианского храма
15. «Святогорское» влияние в искусстве и культуре христианского мира


The project tackles the subject of Holy Mountains and the role of this phenomenon in the creation of sacred spaces, mostly in the medieval tradition with a special focus on the Byzantine world. Nonetheless, other Christian and non-Christian phenomena will also be considered within their wide historical and geographical context. It is clearly of a multi-and - interdisciplinary character, thus, appealing to scholars with various research interests and academic backgrounds. The symposium shall explore not merely the specific territories and related artefacts, but the particular spatial imagery, appeared in human minds and then embodied in the sacred landscapes (like famous Sacri Monti) and various iconographic devices as well as in some literary texts. It requires a new look at the methodology of the modern art history.

The project and symposium are a next step of continuous research program, dedicated to the making of sacred spaces as a separate form of artistic and spiritual creativity, which has been called ‘hierotopy’. Within the framework of this research project a number of international symposia were held and books dedicated to the subject were published, such as e.g.  Hierotopy. Creation of Sacred Spaces in Byzantium and Russia, ed. A.Lidov (Moscow, 2006); Hierotopy. Comparative Studies of Sacred Spaces ed. A.Lidov (Moscow, 2009); New Jerusalems. Hierotopy and Iconography of Sacred Spaces, ed. A.Lidov (Moscow 2009); Spatial Icons: Performativity in Byzantium and Medieval Russia, ed. A.Lidov, (Moscow, 2011).  Recently, a new sub-series appeared, dedicated to the elements of the universe: Hierotopy of Light and Fire in Byzantium and Medieval Russia, ed. Alexei Lidov (Moscow 2013); The Life-Giving Source. The Holy Water in Hierotopy and Iconography of the Christian World, ed. Alexei Lidov (Moscow 2014) a collection of symposium materials, published now in a big volume: Holy Water in the Hierotopy and Iconography of the Christian World, ed. A.Lidov (Moscow, 2017). Some theoretical issues related to the topics have been discussed in Lidov’s monograph ‘Hierotopy. Spatial Icons and Image-Paradigms in Byzantine Culture’ by Alexei Lidov (Moscow 2009)

From our perspective, the introduction and spread of the term hierotopy amongst the scholars and the increasing possibility of the hierotopic approach as an auxiliary aid to research have not only offered the opportunity to look afresh at many “customary” phenomena, but also substantially to expand the field of the historical studies. It is noteworthy that the whole aspects of creative process were left out from scholarship and were not studied or described at all exactly due to the absence of the hierotopic approach which evades positivist classification.  For instance, such considerable phenomenon as the spatial imagery of the Holy Mountains has been left outside the scope of traditional fields of study. At the same time we know precisely from the written sources that the Holy Mount imagery appeared in the liturgical services and in the church decoration. It was a kind of ‘Spatial icon’ and ‘Image-paradigm’ if we use new hierotopic terms invented to describe phenomena beyond the realm of flat pictures

Areas of discussion and research include:
1. Holy Mount: Hierotopy, Spatial Icon and Image-Paradigm.
2. Philosophical-theological concepts of the Holy Mountains.
3. Holy Mountains in ritual and liturgical practice.
4. Making of Holy Mountains as a mode of hierotopic creativity.
5. Natural and artificial in the Holy Mountains.
6. Activation of space and performative aspects in the creation of a Holy Mount.
7. Archaeology  and architectural tradition of the Holy Mount.  
8. Iconography of the Holy Mountains in Christian art.
9. Pilgrims’ Descriptions and other narratives on Holy Mountains.
10. The Sinai Mount as a space of revelation
11. Mount Athos – the iconic Holy Mountain in the Byzantine world
12. Sacri Monti and the construction of ‘New Jerusalems’
13. Solomon’s Temple as the sacred mount.
14. The Holy Mount imagery as a mediative tool of the Christian church
15. Influence of Holy Mount in Art and Culture

ПРОГРАММА

13 СЕНТЯБРЯ / SEPTEMBER
14:00
Открытие симпозиума / Opening

А.М. Лидов
Святые горы как тема иеротопии и иконографии христианского мира
Alexei Lidov
Holy Mountains as a Subject in the Hierotopy and Iconography
of the Christian World

А.Б. Ковельман
Горы, Воды, Свет. Сакральный пейзаж в библейской и постбиблейской метаистории
Arkady Kovelman
Mountains, Waters, Light. The Sacred Landscape in the Biblical and Post-Biblical History

Л.С.Чаковская
Иерусалимские горы в пространстве диалога: Голгофа, Сион, Мориа в поздней античности
Lidya Chakovskaya
Jerusalem Mountains in the Space of Dialog: Golgotha, Sion, Moria in Late Antiquity

Veronica della Dora
From the Holy Mountain to the Holy Rocks: Mount Athos and Meteora’s Landscape Hierotopies
Вероника делла Дора
От Святой горы к святым скалам: пейзажные иеротопии монастырей Афона и Метеоры

Delphine Lauritzen
Mount Sinai’s Divine Ascent: a Hierotopy of steps
Дельфин Лоринцен
Божественное восхождение на Синайской горе: Иеротопия ступеней


14 СЕНТЯБРЯ / SEPTEMBER
Утреннее заседание / Morning session 10:30

Iakovos Potamianos
Byzantine Church Space: A Holy Mountain of Light and Shadow
Иаковос Потамианос
Византийское храмовое пространство: святая гора из света и тени

А.М. Лидов
Амвон как Святая Гора в иеротопии византийского храма
Alexei Lidov
The Ambo as Holy Mount in the Hierotopy of the Byzantine Church

О.В. Чумичева
Лобное место: перенесение сакрального пространства Голгофы
Olga Chumicheva
The Place of the Scull: the Translation of Golgotha Sacred Space

Марчелло Гардзанити
Святые горы в восточнославянских хождениях. Предварительные заметки
Marcello Garzaniti
Holy Mountains in the East Slavic Pilgrims’ Narratives

Г.П. Геров
Гора и Пещера Апокалипсиса в панораме о. Патмос из церкви Св. Стефана в Несебре
Georgi Gerov
The Mountain and the Cave of Apocalypses in the Panoramic View of Patmos Island from St Stephan Church in Nesebre 


Дневное заседание / Afternoon session 14:30

Вл.В. Седов
Гора Афон и древнерусская архитектура
Vladimir Sedov
Mount Athos and the Medieval Russian Architecture

А. Г. Бобров
«Святые горы» Великого Новгорода:
О символических смыслах пригородных монастырей «на горах»
Alexandr Bobrov
The «Holy Mountains» of Velikii Novgorod. The Symbolic Meanings of the Suburban Monasteries «on mountains»

А.Г. Мельник
Священные горы Соловецких островов
Alexandr Melnik
The Sacred Mountains of Solovki Islands

К.А. Щедрина
Гора и пещера. О некоторых особенностях в иеротопии русских монастырей XIV-XVII веков
Ksenia Schedrina
Mountain and Cave. Some Characteristics in the Hierotopy of Russian Monasteries, 14th-17th Centuries

17:30 Презентация книги «Святая Вода в иеротопии и иконографии христианского мира» / ред.-сост. А.М. Лидов. М., Феория, 2017б 760 с., 278 ил.
Presentation of the Book «Holy Water in the Hierotopy and Iconography of the Christian World» / ed. Alexei Lidov. Moscow 2017, 760 pp., 278 ills


15 СЕНТЯБРЯ / SEPTEMBER
Утреннее заседание / Morning session 10:30

А.С. Преображенский
«Гора Палестинская на золоте». Афон, Синай и Палестина в русской иконописи эпохи позднего Средневековья
(малоизвестные свидетельства письменных источников)
Alexandr Preobrazhensky
«The Palestinian Mount on Gold». Athos, Sinai and Palestine in the Late-Medieval Russian Icon-Painting

Ю.Н. Бузыкина
Святая гора Синай и монастырь cвятой Екатерины: образы духовного восхождения и священного пространства в иконографии Лествицы
Julia Buzykina
The Holy Mount of Sinai and St Catherine’s Monastery. Images of Spiritual Ascension and Sacred Space in the Iconography of the Ladder
 
М.С. Егорова, А.Н. Кручинина
 «Гора восхождения» в средневековой русской гимнографии: музыкально-поэтический топос – образ-парадигма – прагмема
М. Egorova, А. Kruchinina
«The Mount of Ascension» in the Medieval Russian Hymnography:  musical and poetical topos – image-paradigm - pragmema

Л.В. Кондрашкова
Звучащий образ святой горы в русской духовной музыке.
Риторические фигуры восшествия и нисшествия в партесной музыке начала XVIII вв.
Lada Kondrashkova
The Sounding image of Holy Mount in Russian Spiritual Singing. The Rhetoric Figures of the Ascension and Decent in the Early Eighteenth-Century Music

М.В. Дмитриев
Святые горы, святая земля, святой лес, святые животные…  Об освящении «земного» в христианской культуре староверов Верхокамья. XIX – XX вв.
Mikhail Dmitriev
Holy Mountains, Holy Land, Holy Forest, Holy Animals… Consecration of the «Earthly» in the Old-Beliers Culture of Verkhnekamia, 19th-20th Centuries

А. Д. Охоцимский
Священные руины или xрамы Божьего Творения?
Горы в протестантской иеротопии
Andrew Simsky
The Sacred Ruins, or the Temples of Divine Creation?
Mountains in the Protestant Hierotopy

Ivan Foletti, Sabina Rosenberg
The Holy Mountain and a New Hierotopy: Migrating Art Historians on the Sacred Way
Иван Фолетти, Сабина Розенберг
Святая Гора и новая иеротопия: «Мигрирующие историки искусства» на сакральном пути

ЗАВЕРШАЮЩАЯ ДИСКУССИЯ / FINAL DISCUSSION



СВЯТАЯ ВОДА В ИЕРОТОПИИ И ИКОНОГРАФИИ ХРИСТИАНСКОГО МИРА
Редактор-составитель А.М. Лидов. М., Феория, 2017, 760 с., 278 иллс
 
THE HOLY WATER IN THE HIEROTOPY AND ICONOGRAPHY OF THE CHRISTIAN WORLD
Edited by Alexei LIDOV
Москва / Moscow 2017, 760 pp., 278 ills

Сборник впервые в мировой науке посвящен проблематике воды как важнейшего средства в создании сакральных пространств, преимущественно в византийско-древнерусской традиции, рассматриваемой в широком историческом и географическом контексте. Сборник носит междисциплинарный характер. При этом внимание сосредоточено на сакрально-символических аспектах использования воды и на методологии историко-культурных исследований. Концепция книги связана с новой областью гуманитарного знания, получившей название иеротопия (наука о создании сакральных пространств). Она продолжает серию изданий, в которую входят ранее опубликованные книги: «Новые Иерусалимы. Иеротопия и иконография сакральных пространств» (М.,2009), «Пространственные иконы. Перформативное в Византии и на Руси» (М., 2011), «Иеротопия Огня и Света в культуре византийского мира» (М., 2013). Сборник  включает 34 статьи как отечественных исследователей, так и ведущих зарубежных авторов, которые публикуются на русском и английском языках в соответствии с языком оригинала.

Книга адресована историкам культуры, религиоведам и искусствоведам, а также всем интересующемся проблематикой Византии и христианского средневековья, особенно, теорией и практикой создания сакральных пространств.

For the first time the Collection tackles the subject of water as a means of creating sacred spaces, with a focus on the Byzantine-Russian tradition. Nonetheless, Eastern Christian practices will also be considered within broad historical and geographical context. The Collection is multi-and -interdisciplinary in nature, embracing scholars with various research interests and academic backgrounds. The book will explore the often overlooked cultural and artistic aspects of sacred water, as well as scrutinising the – as yet – under developed methodology of the subject in modern cultural history. The Collection is the result of many years of continuous research, dedicated to the hierotopy, or to the creation of sacred spaces as a distinct form of artistic and spiritual creativity. Within the framework of this research project, a number of international symposia have been held and books published, e.g.  Hierotopy. The Creation of Sacred Spaces in Byzantium and Russia. Moscow, 2006; New Jerusalems. Hierotopy and Iconography of Sacred Spaces. Moscow, 2009; Spatial Icons. Performativity in Byzantium and Russia. Moscow, 2011; Hierotopy of Light and Fire in the Culture of the Byzantine World. Moscow, 2013.
The Collection consists of 34 papers of scholars from various countries, which are published in their original language, English or Russian, and supplemented  by the abstracts at the end of each article.






версия для печати