Групповая выставка «Форма в пространстве или пространство в форме» на Покровке, 37

 

Другие выставочные залы


Дата проведения: 13 - 29 ноября 2019 года
Место проведения: Выставочный зал Союза художников России (Москва, Покровка, 37)

Среди участников проекта – члены Российской академии художеств: Галина Визель, Владимир Гориславцев, Фидаиль Ибрагимов, Людмила Казакова, Галина Корзина, Юлия Мерзликина, Любовь Савельева, Александр Фокин и другие мастера декоративного искусства.

Творческая комиссия по декоративному искусству ВТОО «СХР» – уникальная экспертная институция. Несмотря на бурное течение времени, она верна основному принципу «Союза художников России» – хранить и преумножать традиции профессионализма в искусстве.
Состав комиссии представляет собой единство художников нескольких поколений, принадлежащих к разным творческим направлениям. Среди членов комиссии и признанные мастера декоративного искусства, вошедшие в профессию на рубеже 1950–1960-х годов, когда оно переживало период своего расцвета, известные художники, начинавшие работать в непростые 1970–1980-е годы, которые теперь принято называть «застойными», и те, чья творческая юность проходила в переломные 1990-е годы. Это дает коллективу комиссии возможность объективно оценивать современный этап развития декоративного искусства, в контексте исторической перспективы и его эволюции в будущем.
Но для того, чтобы иметь право оценивать, членам комиссии нужно постоянно подтверждать свой профессиональный уровень и соответствовать высокому статусу, который они занимают на современном этапе художественного процесса. Иначе говоря, они должны быть такими художниками, которые, почитая своих учителей, некогда принесших заслуженную славу этому виду искусства, продолжают открывать и поддерживать молодых художников, на плечи которых ляжет его продолжение в будущем.
Настоящая выставка не является групповой в том смысле, что не представляет какую-либо программу некоего творческого объединения. Тем более не следует рассматривать и оценивать ее как современную концептуальную экспозицию, где идея важнее ее материального выражения в произведении, где цель искусства заключается исключительно в передаче идеи. У нее совершенно другие, вполне конкретные цели и задачи. Эта выставка, по сути, отчетная, подводящая итоги творческой работы членов комиссии за последние пять лет. Поэтому она дает определенный срез, позволяющий проанализировать многообразие художественно-стилистических направлений в принятых границах классического «декоративного искусства», показывает, как оно эволюционирует в начале XXI века, что сохранило и чем обогатилось за прошедшие годы.
Современная выставочная практика в области декоративного искусства сегодня имеет весьма скромный формат: выставки этого вида искусства крайне редки и немасштабны. Тем не менее, возникший в декоративном искусстве на рубеже 1960–1970-х годов видовой жанр «уникально-выставочных» или «станково-прикладных» произведений и поныне сохраняет свою актуальность. В этом направлении в разных материалах работают художники как старшего, так и среднего поколения.
На выставке есть произведения, создатели которых опровергают действительность и, опираясь на широкий спектр художественно-выразительных средств и возможностей видов изобразительного искусства – монументально-декоративного, живописи, графики и скульптуры, – создают работы, способные композиционно организовать и эмоционально держать внутреннее пространство как жилого, камерного, так и общественного интерьера.
Сложившаяся на выставке картина творческих поисков и экспериментов в реальности гораздо шире того, что может представить любая экспозиция. Часто одни и те же художники работают в разных направлениях: станково-прикладном, архитектурно-декоративном или любом другом. Другие остаются верными раз выбранному видовому жанру, наиболее соответствующему характеру и метафизике художника. Много зависит от индивидуальных психофизиологических особенностей личности и творческого темперамента мастера. Но в совокупности их произведения дают полное представление о современном отечественном декоративном искусстве.
Необходимо также подчеркнуть еще одну сторону деятельности членов Творческой комиссии ВТОО «СХР». Ее члены не только активно участвуют в общих всероссийских и региональных выставках в столицах – Москве и Санкт-Петербурге, а также в других больших и малых городах страны. Они являются инициаторами возрождения выставки «Московская керамика», которая вновь, как и в начале своей истории, обрела статус смотра профессионального уровня мастеров керамики Москвы. Заметными явлениями на чрезвычайно богатой событиями карте художественной жизни России стали персональные выставки произведений художников, входящих в состав Комиссии.
В комиссии также работают ведущие искусствоведы, изучающие не только историю, но и актуальные проблемы развития декоративного искусства, объективно анализирующие современные художественные процессы, происходящие в нем как в России, так и в мире.
Надеемся, что экспозиция выставки будет интересна и коллегам по цеху искусства и широкой публике. Что станет убедительным подтверждением высокого профессионального уровня и творческого потенциала художников, входящих в Творческую комиссию по декоративному искусству «Союза художников России».

Текст составлен на основе статьи Перфильевой Ирины Юрьевны,
кандидата искусствоведения, доцента, члена ВТОО «Союз художников России»,
ведущего научного сотрудника НИИ Российской академии художеств






версия для печати