В.Ванслов. Статья «Философский ансамбль». Журнал «ДИ» №3-4, 2002

 

Творчество З.К. Церетели исключительно многообразно. Он скульптор монументалист и станковист, живописец, график, творец декоративно-прикладных произведений, дизайнер. Он работает не только в разных жанрах всех видов пластических искусств, но и в разных техниках, новаторски обновив некоторые из них (например, в области гобелена, картин из эмали, мозаичных декоративных рельефов и других). Но за этим многообразием творчества не все и не всегда видят в Церетели художника-философа, мыслящего концепционно, масштабно, и нередко ставящего в искусстве большие, общечеловеческие, глобальные проблемы.
В качестве примера можно привести серию из двадцати шести горельефов-картин, воспевающую творцов искусства - властителей дум передовой интеллигенции XX века, повествующую о преемственности поколений и связывающую славную плеяду «шестидесятников» с гениями «серебряного века». Эта серия имеет не только художественное, но и мировоззренческое значение, воплощая идейные и духовные проблемы, волнующие наших современников.
Ныне Церетели создал еще одно грандиозное произведение, состоящее из большого количества отдельных образов, которые в совокупности своей составляют целую пластическую поэму о смысле жизни, о ее вечном развитии и обновлении. Речь идет о художественном оформлении и изобразительном решении внутреннего двора в галерее искусств Церетели по улице Пречистенка, дом 19.
Когда-то на этом месте было грязное, запущенное пространство под открытым небом. Получив в свое распоряжение указанный дом, Церетели превратил этот двор в часть всего дворцового здания, где расположена его галерея. Он покрыл его мраморным полом, сделал стеклянную четвертую стену, и все перекрыл стеклянным куполом, создав еще один дворцовый зал. В оформлении этого зала проявилась буйная фантазия художника, и возник многоэпизодный изобразительный ансамбль, воплощающий большую философскую идею глобального характера.
По периметру зала расположено множество скульптурных горельефов-картин с библейскими и евангельскими сюжетами. Мы видим здесь сотворение неба и земли, дня и ночи, всей вселенной. Скульптурные картины изображают также Адама в эдемском саду, сотворение и искушение Евы и другие библейские легенды.
Евангельские сюжеты повествуют об искушениях Христа, об исцелении Христом прокаженных и бесноватых, о браке в Кане галилейской, о чудесном улове рыбы, об избрании двенадцати апостолов и о других знаменательных событиях.
Все эти библейские и евангельские горельефы-картины не имеют самодовлеющего значения. Их надо воспринимать и осознавать в совокупности и в единстве со всеми другими пластическими образами, находящимися в этом зале, ибо они - часть большого ансамбля.
В центре зала находится огромное яблоко - символ возникновения жизни. Яблоко - это и плод органического цветения, содержащий внутри себя большое количество семян, из которых происходит продолжение жизни, и, кроме того, это библейское яблоко, вкусив которое Адам и Ева совершили грехопадение, от чего пошло существование людей на земле. Это библейское значение данного плода подтверждается также тем, что перед входом в яблоко расположена декоративная доска, на которой скульптурно изображены Адам и Ева около райского дерева с яблоками на нем и с большим количеством зверушек и птиц, обитающих в раю.

Внутри яблока - скульптурные сцены из мифов стран и народов мира, символизирующие зарождение жизни. Эротика некоторых из этих сцен, в том числе напоминающих древние легенды, запечатленные в скульптурных рельефах индуистских храмов Каджурахо (Индия), не должна вводить в заблуждение. Она не имеет самодовлеющего характера, а связана с общей концепцией возникновения и развития жизни, идущей от ее зарождения к высочайшим духовным вершинам. Эта общая концепция вырисовывается и становится понятной как раз из сочетания яблока с его изобразительными сюжетами и библейско-евангельских образов скульптурных картин, расположенных по периметру зала. Таинство зарождения жизни связано здесь с таинством ее духовного развития и высшего человеческого цветения.
Концепция ансамбля находит подтверждение и развитие в ряде других аллегорических фигур и групп, находящихся в зале. Среди них отважный Орел, когтящий Змею, что символизирует воинственное уничтожение Зла; беспристрастное Правосудие с завязанными глазами; весами в руках и карающим мечом; группа из четырех Слав, трубящих во имя прославления земного существования людей, и другие скульптуры. Еще одним важным моментом в философской концепции убранства этого зала является утверждение единства родной для З.К. Церетели Грузии и его второй Родины России, в культуру которой он сделал столь значительный вклад. Четыре скульптурные руки, словно руки Мастера, бережно возносят кверху постамент, на котором находится памятник святой Нино - покровительнице древнего города Тбилиси, славной столицы Грузии. В зале расположены скульптурные доски с изображением жанровых сцен и грузинских народных типов. Вместе с тем здесь же мы видим памятник величайшему созданию русского национального гения, воплощению духовности древнего народа - «Слову о полку Игореве». Грузия и Россия соединяются в едином духовном развитии человечества.
В зале находятся также запечатленные в скульптуре любимые героини Церетели: всемирно известные мать Тереза, воплощение мудрой старости, и принцесса Диана, олицетворение цветущей молодости. Есть здесь и ряд других, дополняющих общую концепцию изображений, декоративных фигур и рельефов.
В целом создан редкостный изобразительный ансамбль, имеющий глубоко философское значение. Это гимн жизни, развивающейся по христианским законам любви, сострадания и милосердия, веры в добро и справедливость. Это также гимн единению разных народов и религиозных конфессий, гуманистическому единству всего человечества.
Если можно говорить о каких-то аналогиях подобному масштабному и уникальному ансамблю в истории искусства, то на память приходят росписи Сикстинской капеллы Микеланджело. Но здесь перед нами современный художник с актуальными ныне идейными и духовными проблемами.
Скульптурный ансамбль, созданный З.К. Церетели, потрясает богатством фантазии, глубиной идеи, художественным совершенством. Он заставляет задуматься над путями развития человечества и зовет к добру, духовности и красоте.

Виктор Владимирович Ванслов - искусствовед, художественный критик, действительный член РАХ, член Президиума РАХ, директор НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ, доктор искусствознания, профессор. Автор книг и статей по эстетике, теории и истории отечественного искусства. Журнал «ДИ» №3-4, 2002

THE PHILOSOPHICAL ENSEMBLE. The creative activity of Zurab Tsereteli is a unique and diversified. But a few people can see Tsereteli as an artist-philosopher, which is hidden behind obvious diversity. The artistic decoration of internal yard at Tsereteli art gallery is a flamboyant work reflecting the story of the essence of life, of its permanent development and renewal. There are a lot of sculptural high-relieves depicting the Bible and the Gospels stories fixed along the perimeter of the hall. The huge egg is in the center of the hall. This is a symbol of the origin of life. The big apples symbolizing the fruits of life decorate the egg from outside. There are sculptural compositions inside the egg. They are taken after ancient myths, which symbolize the birth of life at various peoples of the world. The mystery of a life's birth is associated with the mystery of its inner improvement and human flourishing. Zurab Tsereteli made a matchless ensemble full of a profound philosophical significance. This is a hymn to a life developing according the Christian regulations of love, compassion and mercy; believe to kindness and justice. This is a hymn devoted to uniting various nations and religious confessions, to humanistic unity of entire mankind. This sculptural ensemble impresses by the lavish fantasy, profound ideas and artistic perfection. It makes to think over the ways mankind is developing; it calls for the kindness, beauty and enrichment of inner world. Victor VANSLOV.






версия для печати