Т.Кочемасова. Статья: Иосиф Бродский в портретной галерее Зураба Церетели «Мои современники». 2005

 

Т.Кочемасова. Статья: Иосиф Бродский в портретной галерее Зураба Церетели «Мои современники». 2005

«Мои современники достойны воплощения в бронзе…» - так объясняет свое устремление создать многогранный образ России ХХ века знаменитый художник, президент Российской академии художеств З.К.Церетели. Портретная галерея созданная Зурабом Константиновичемвключила образывыдающихся людей разных времен. Художник стремится раздвинуть шире рамки понятия «современник», обращая его к тем людям, которые отделены от нас большим временным пространством, однако их творчество участвует в формировании новой жизни следующего поколения. Подобные личности, вернее их духовный, интеллектуальный труд воплощается в бессмертных произведениях, которые наполняют жизнь добром, знанием, талантом, любовью, собственным творчеством. Именно на таком понимании слова «современник» настаивает в серии скульптурных портретов, выполненных в технике рельефа и круглой скульптуры Зураб Церетели. «Мои современники» - творческий портрет ХХ века, образы людей, чей талант художник стремится воспеть в бронзовой пластике. Здесь множество имен, однако большую часть серии составили образы поэтов и писателей «серебряного века», а также выдающиеся творцы слова второй половины ХХ века – условно говоря «века бронзового». В.Маяковский, Б.Пастернак, А.Ахматова, С.Есенин, М.Цветаева, М.Булгаков, Вс.Мейерхольд, О.Мандельштам, А.Бунин, А.Блок – наши «современники» в понимании вдохновителей многих поколений людей искусства. Именно их творчество связывает художественную традицию искусства России, накопленный историей опыт и бунтарский дух ХХ века. Трагическая судьба каждого из них – ищущего истину художника и философа, пророка, бунтаря, вынужденного идти в борьбе за свои идеалы, за служенье своей музе на плаху. Другую часть серии составили образы истинных современников художника – всех их ему довелось знать лично: И.Бродский, В.Высоцкий, В.Шукшин, А.Вознесенский, Б.Ахмадулина, Е.Евтушенко, Ч.Айтматов и другие. Некоторые из них, как например Иосиф Бродский получили свое воплощение в произведениях изобразительного искусства впервые.. В рельефе посвященном Иосифу Бродскому, Церетели раскрывает трагический образ поэта, душа которого разорвана на две части – до эмиграции и после. В одной жизни - непонимание и злоба, запрет и тюрьма, в другой – эмиграция, признание, увенчанное Нобелевской премией и одиночеством, неминуемо преследовавшее поэта на чужбине. В свое время, юному Бродскому сама Анна Ахматова предсказала славную судьбу и тяжелую жизнь. И действительно, дико и страшно выглядит то общество, в котором поэта за то, что он поэт обвиняют в тунеядстве и приговаривают к ссылке. Одни из лучших произведений и тяжелейшие годы – багаж прожитых в России лет. Этот период в скульптуре символизирует тюремная роба и уродливые сапоги, облачающие левую часть фигуры поэта. Они не только дань периоду ссылки, но и всей жизни за «железным занавесом», необходимости скрывать собственное творчество, дабы не быть отверженным. Правая часть фигуры Бродского облачена в мантию нобелевского лауреата и отмечает этап мирового признания – период жизни поэта после 1972 года, когда ему приходится эмигрировать. Создав масштабный и многообразный поэтический мир, Иосиф Бродский стал центральной фигурой сразу в двух культурах - российской и американской, по праву завоевал статус одного из самых значительных и своеобразных русских поэтов. Его произведения явились своеобразным флагманом для подавляющего большинства современных русских поэтов. Наряду с абсолютным портретным сходством, художник стремится запечатлеть глубочайшую грусть романтика, пережившего тяжелейшие жизненные испытания, не сломленного, но уставшего. В скульптурный рельеф, посвященный поэту, вписаны строфы Бродского, служащие своеобразным лейтмотивом бронзовому рельефу: «Это конец вещей, это в конце пути зеркало, чтобы войти». Смена масштаба и перевод образа из камерного решения в монументальное – одна из граней творческого поиска З.К.Церетели. Воплощенный в рельефе образ поэта находит свое пластическое выражение и в круглой скульптуре. Обе композиции объединены условным названием «Прощай». Именно с таким названием одна из них впервые экспонировалась на персональной выставке З.К.Церетели в Петербургском Манеже. «Прощай» - это своеобразная дань художника его знакомству с Бродским. Церетели довелось встречаться с поэтом в Москве до его ссылки и многими годами позже, в одну из поездок в США. Это были последние годы жизни поэта. Возможно, именно впечатление от последней встречи определило окончательное направления пластического решения скульптуры Иосифа Бродского. Трагический пафос пронизывает буквально всю плоть скульптуры, Судьба Бродского – еще одна страница трагической и непредсказуемой истории России ХХ века, в которой сегодня ты изгой на своей родине, а завтра – всемирно признанный творец, нобелевский лауреат, но все это время ты безмерно одинок, потому что навсегда потерял родину, покой и веру в чистоту человеческих отношений. Однако, самое ужасное, что далеко не одинок Бродский в этом поистине национальном горе. Именно в искусстве наиболее наглядно проявилась трагедия крушения идеалов, стремление творческого человека приспособиться к новой эпохе и как результат – отчуждение, отверженность, забытье. Как директор Московского музея современного искусства, З.К. Церетели много внимания уделяет проектам, призванным вновь открыть имена талантливых художников ХХ века. В настоящее время в музее проходит выставка «Трагедия скульптора», которая представляет деревянные скульптуры Дмитрия Цаплина. Трагическая судьба Цаплина - судьба человека стремившегося жить в согласии с окружающим миром, быть полезным новому обществу. Но оказалось, искренние намерения творчески осмыслить действительность мало кого интересовали, а приспосабливаться, наступая на горло собственной песне, оказалось слишком тяжело. Результат – деревянные головы Ленина, выкинутые на «свалку» истории. И лишь сегодня, благодаря стараниям скульптора Владимира Буйначева, знавшего Цаплина лично, память о талантливом художника постепенно возвращается. Сегодня, философия Московского музея современного искусства – в противовес привычной схеме статичной коллекции, создание живой структуры, все время развивающейся. При музее создана Школа современного искусства, ведется серьезная научно-методическая работа. И одним из направлений работы музея является экспонирование работ талантливых художников ХХ века, чье искусство по разным причинам, главным образом идеологическим, подверглось забвению. В широком, непредвзятом взгляде на историю искусства, на взаимоотношение классики и современности как нельзя лучше раскрывается либеральная позиция Церетели - художника и Церетели –гражданина. В экспозициях его музеев, помимо собственных творческих проектов, таких как портретная галерея «Мои современники», искусство разных стран, разных стилей и направлений, разных поколений мирно соседствует, не подавляя, а дополняя картину мира, делая ее полнее и выразительнее. Те же принципы пришли и в Российскую академию художеств с избранием Церетели на пост президента. Сегодня, действительные члены Академии представляют все основные течения и направления изобразительного искусства, художников нескольких поколений.
Кочемасова Татьяна






версия для печати