М. Вяжевич. Статья «Оживляя историю». 2007

 

М. Вяжевич. Статья «Оживляя историю».2007
Ровно через год исполнится 90 лет трагедии, которая произошла в ночь с 16 на 17 июля 1918 в Екатеринбурге, в маленькой подвальной комнате Ипатьевского дома. События этой драматической ночи происходили в условиях строжайшей секретности, но теперь они известны всему миру. Спустя почти век обстоятельства казни последнего российского императора, его семьи и людей, приближенных к ней, не только не стерлись из исторической памяти, но и приобрели особое значение. К людям вновь вернулось утерянное и отнятое у них прошлое. Прошлое, которое замалчивалось и скрывалось. «Люди, особенно молодые поколения, должны знать свою историю», - убежден президент Российской академии художеств, известный мастер Зураб Церетели, который 12 июля 2007 года представил на суд зрителей свое новое скульптурное произведение «Ипатьевская ночь». «Я с детства имел счастливую возможность узнать о том, что в нашем прошлом были религия и вера, цари и князья, - вспоминает художник, - в обществе об этом не говорили, но люди, такие как моя бабушка или гениальная учительница в школе, через испытания пронесли в своей памяти и душе истинные ценности, пусть не открыто, но приобщали молодежь к великой истории России. Я очень им благодарен за это». Именно поэтому историческим личностям и событиям в творчестве Церетели принадлежит особое место. Художник, познавший жизнь и людей, прекрасно осознает, что уроки истории, к сожалению, оказываются самыми бесполезными, поскольку люди, увы, предпочитают учиться на собственных ошибках. Вместе с тем, мастер не оставляет надежды на то, что знание когда-нибудь все же одержит верх над невежеством: «Когда мы в Академии художеств стремимся, в первую очередь, решать вопросы образования – это не случайно. Образование, это знание, которое позволяет человеку размышлять и многое понимать. Такого человека уже трудно обмануть, ведь он – умный и сильный. Если мы делали много ошибок, то я верю в молодое поколение, в сегодняшней молодежи намного больше здравого смысла, чем было когда-то у нас. Если они будут знать свою историю, религию, науку, то они будут очень сильными и смогут жить так, как нужно им, а не кому-то другому». Скульптурная композиция «Ипатьевская ночь» - это дань памяти прошлому, и вместе с тем, повод к размышлению для всех живущих сейчас, в суетливом, ускоренном ритме современной жизни. Остановленное мгновение или фрагмент вечности… Скорбные фигуры с закрытыми глазами. Для чего они явились в наш мир сегодня? Как напоминание о том, что беспредельная зависть и ненависть – плохие советчики? Помазанник Божий – это, прежде всего, бремя ответственности. Они были обычными людьми, подверженными страстям, как и все мы, но в череде жизненных коллизий последний русский император нашел в себе силы избрать духовный подвиг и, возможно, принести себя в жертву в искупление своих собственных страстей и страстей своего народа. Есть над чем поразмышлять, пока мы окончательно не разучились делать это под действием бесконечных «убийственных» сериалов.
Вяжевич Мария, кандидат искусствоведения. 2007






версия для печати