М.Чегодаева. Статья «Монумент Папы Иоанна Павла II», 2006.

 

М.Чегодаева. Статья «Монумент Папы Иоанна Павла II», 2006.
То, что Зураб Церетели счел своим долгом изваять памятник Папе Иоанну Павлу - величайшему христианскому деятелю наших дней - закономерно: христианская тема одна из самых главных в творчестве Церетели. Выросший в старой интеллигентской грузинской семье, где глубоко чтили традиции, где никогда не иссякала вера, он благоговейно воспринял заветы старших: «Мне давали цитаты из Библии, это было заложено в детстве, это определило мой характер. Меня воспитывала бабушка и говорила - если дадут пощечину - отдай вторую щеку». Образ папы Иоанна Павла, вся жизнь которого была воплощением призыва Иисуса к ученикам: Больных исцеляйте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте - не мог не подвигнуть мастера на создание одного из самых значительных своих произведений. Художник до мозга костей, мыслящий и чувствующий категориями искусства, Церетели твердо убежден: искусство как ничто другое способно противостоять «бесам», встать на пути зла.
В наши дни, когда зло принимает самые разные, но равно уродливые формы, поражает буквально всех - детей и взрослых, людей разных национальностей и вероисповеданий, Зураб Церетели считает своим долгом противопоставить ему то, чем владеет - свое искусство. Кому-то покажется наивным: как может произведение искусства, пусть сколь угодно талантливое, преградить путь злу? Может! Так, как милосердие побеждает ненависть, красота - уродство. «Красота спасет мир» - знаменитое утверждение Достоевского стало программным манифестом Зураба Церетели. «Я художник, мое «оружие» - бумага, пластилин, бронза. Это мой «крик», мой профессиональный долг, - делать, дарить». Именно ДАРИТЬ. Живя болью, надеждами, судьбами мира, Церетели чувствует: этим нельзя торговать; коль скоро дан ему Богом высокий дар творчества, он должен нести его людям безвозмездно. Едва ли не большую часть своих работ, монументальных памятников, требующих немалых душевных затрат и физических сил, скульптор сделал, не думая о материальном вознаграждении и отдал в дар странам и городам.
Скульптура перед зданием штаб-квартиры ООН «Добро побеждает Зло», монумент «Счастье детям всего мира» установлены в США. «Святая Нина», «Георгий Победоносец» в Тбилиси - щедрый дар мастера грузинскому народу. Памятник Святому Николаю Мирликийскому подарен им итальянскому городу Бари. Даром получили, даром давайте Больных исцеляйте… Может ли искусство исцелить больного? Потребность художника разделить чью то боль, принять на себя, на свои плечи часть чьего-то невыносимого груза не может не повлиять благотворно на общественную атмосферу, не вернуть хоть в малой степени почти утраченную миром веру в добро. Чудовищные теракты, ознаменовавшие начало XXI века, на который человечество возлагало такие надежды, как на эру разума и справедливости, страшны более всего своей неотвратимостью. Какие, самые совершенные приборы и таможенные досмотры могут противостоять дьявольской изобретательности нелюдей, настроивших себя на зло? Им может противостоять только ДОБРО. Для Зураба Церетели это непреложная истина, побуждающая его к активным действиям, к творчеству.
Возведенный в Нью-Йорке памятник жертвам 11 сентября 2001 года - дар народа России народу Америки, искренний и безвозмездный. Неслучайно найденный скульптором образ памятника напоминает русскую церковную звонницу с колоколом-слезой. Церетели сделал большое количество работ на темы Ветхого и Нового Завета - скульптуры для московского Храма Христа Спасителя, кресты, двери Храма, отлитые в его мастерской; бронзовые рельефные иконы для церкви святого Георгия Победоносца на Поклонной горе в Москве. «Это церковные фрески, обретшие объем. Фрески как бы просыпаются в объеме, обретают новую жизнь. В церкви св. Георгия Победоносца я сделал не росписи, а рельефы, чтобы Троица была объемной, Святой Георгий был объемным. Я делал иконы и в мозаике».
Церетели убежден: ничто так не способно приобщить массы людей и, прежде всего детей к религии как искусство. Статуи католических соборов, фрески и иконы православных церквей были для верующих зримым Священным писанием. В галерее Церетели на Пречистенке в скульптурных образах предстает вся Библия: монументальные бронзовые рельефы и объемные скульптуры повествуют о Сотворения мира, являют образы Адама и Евы, воплощают Двунадесятые праздники. Здесь же встречают зрителей статуи великих деятелей церкви, матери Терезы, патриарха Алексия, праведников и святых угодников, сделанные для ряда русских городов: памятники герою Куликовской битвы иноку Пересвету, святой княгине Ольге... Удивительный зал в галерее Церетели - подобие «домовой церкви» с «паникадилом» в виде прозрачных церковных куполов, с большим рельефом из меди «Тайной вечерей» и бронзовой группой «Крещение». По стенам, в «алтаре» и на «алтарной преграде» предстают иконы, сделанные в оригинальной технике объемной эмали, изобретенной самим художником. Многие воспроизводят прославленные иконы - Троицы Андрея Рублева, Владимирской Божьей Матери. Большая композиция в «алтаре» «Тайная вечеря» - в полной мере создание Церетели, как и чудесные образы Девы Марии и Архангелов Гавриила и Михаила, по-детски чистые, нежные, глубоко поэтичные.
Церетели мечтает построить парк для детей, где библейские образы представали бы в зримой реальности больших объемных статуй, где нашли бы место все великие религии, и сыны человеческие разных вер и конфессий в едином порыве обращались к Богу. Вера в Бога должна не разъединять людей, но объединять их в любви и братской солидарности; становиться могучей преградой на пути дьявольского зла, несущего гибель всему человечеству. Этот великий завет папы Иоанна Павла - жизненное кредо Зураба Церетели. С благоговением вспоминает Церетели о своей встрече с папой. Навсегда запечатлелся в душе художника его прекрасный облик, в такой характерной для него позе с молитвенно сложенными руками, ныне воскресший в памятнике. Скульптор представил понтифика в проеме двери, увенчанной крестом. Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется … Папа Иоанн Павел как бы призывает нас войти этой Дверью, молится за каждого входящего… Трудно было найти более точный, более впечатляющий образ…
М.Чегодаева, 2006






версия для печати