Л.Кириллова. Статья «Санкт-Петербургский государственный академический художественный лицей им. Б.В.Иогансона». Журнал «ДИ» №1, 2002

 

Санкт-Петербургский государственный академический лицей им. Б.В. Иогансона Российской Академии художеств получил это новое название в 1992 году, а до этого была Ленинградская СХШ - первая в стране средняя художественная школа. «Создание детской художественной школы было предусмотрено в структуре Всероссийской Академии художеств с момента ее организации» (из Постановления коллегии Наркомпроса от 13 октября 1933 г.). Она родилась в трудные для страны годы. В начале 1934 года в Ленинграде был проведен смотр детского творчества. Детские работы произвели сильное впечатление на С.М. Кирова, и он предложил открыть для самых талантливых Школу юных дарований в здании Всероссийской Академии художеств. Поначалу школа была вечерней и занятия в ней шли только по специальным предметам. С 1936 года она стала средней художественной школой. Разработкой Программ для обучения детей рисунку, живописи, композиции и лепкой занимался педагогический коллектив, возглавляемый первым директором школы - К.М. Лепиловым. Пригодился опыт «нормальной школы для маленьких», которая существовала при Академии художеств до революции. «Маленьким художникам» повезло с педагогами - их учили профессора Академии художеств: П.С. Наумов - ученик Д. Кардовского, К.М. Лепилов - ученик И.Е. Репина, Л.Ф. Овсянников - ученик В. Матэ. Заметный след в жизни школы оставил А.П. Кузнецов, который был ее директором в течение 24 лет, а затем работал преподавателем до конца своей жизни. И сейчас в лицее преподают только выпускники института им. И.Е. Репина и многие из них заканчивали СХШ, и это во многом способствует преемственности и сохранению традиций.

Разнохарактерным был состав первых учащихся - были дети из Еревана, Баку, Алма-Аты, Омска, Мурманска и других городов, некоторые из них пришли в школу беспризорниками. Первый выпуск школа произвела в 1939 году. Большинство выпускников поступило в Академию художеств. Впоследствии многие из них составили ядро профессорско-преподавательского состава института им. И.Е. Репина, стали гордостью отечественного искусства. Среди них М.К. Аникушин, А.П. Левитин, Ю.С. Подляский, Д.Т. Обозненко, В.И. Тюленев, З.П. Аршакуни, В.А. Ветрогонский и многие-многие другие. Немало тех, кто заканчивал школу или учился в ней, стали известными художниками за рубежом (М. Шемякин, Э. Неизвестный). Уже первые годы занятий в школе показали хороший творческий и профессиональный рост воспитанников. Школа получила всеобщее признание и заняла исключительно важное место в деле развития и укрепления художественного образования. В 1947 году СХШ вошла в число учреждений Академии художеств СССР. В 1948 году на второй сессии АХ СССР было принято решение об улучшении преподавания в художественных учебных заведениях и в связи с этим серьезно изменена программа преподавания.

До 1949 года школа не выдавала аттестатов об общем образовании, так как общеобразовательный цикл преподавался с большим сокращением. С 1949 года школа стала выдавать аттестат о среднем образовании, как и во всех общеобразовательных школах. Теперь ученики школы имели возможность поступать не только в Институт им. И.Е. Репина Академии художеств, но и в другие вузы страны. С конца 1950 года школа принимала участие в международных выставках детского творчества во Франции, Италии, Индии, Бирме, Канаде, Австралии. Выставки привлекли живой интерес и внимание общественности всего мира. Академия художеств постоянно проводила конкурсы на лучшую учебную работу по композиции для средних художественных школ, что было хорошим стимулом для ребят. Многие известные ныне художники именно на этих конкурсах получили свои первые премии и дипломы. И сейчас лицей продолжает активную выставочную и конкурсную деятельность.

Школа всегда работала в тесном контакте с институтом им. И.Е. Репина. Дважды в год на отчетных полугодовых выставках проходит «институтский обход», на котором делаются предложения по совершенствованию программ и методов обучения, отмечаются слабые и сильные стороны «школы». Чем живет школа в последние дни? Наша боль, наша забота - это сохранение школы не только в прямом, но и в самом высоком смысле этого слова. Наверное, нет уже ни одной страны, в которой не жили бы наши бывшие СХШатики в поисках работы, в поисках своего места в жизни. Мы не бережем свои кадры, своих профессионалов. Но тот факт, что наших художников много в других странах, означает, что наша школа распространяется за пределы России. В других странах при помощи наших бывших СХШатиков со временем возникнут школы, подобные нашей.

Необходимо определить статус лицея как элитарного учебного заведения. В связи с этим разработать свой базисный учебный план и программы по предметам общего образования, а также критерии оценки знаний учащихся и итоговой аттестации по предметам естественно-математического цикла. Известно, что у А.С. Пушкина в лицее по математике была двойка, что не помешало ему стать гениальным поэтом. В связи с увеличением числа детей с различными заболеваниями, но обладающих художественной одаренностью, однако в силу этих заболеваний не способных успешно усваивать обе программы в лицее, а потому лишающихся возможности продолжать подобное художественное образование, необходимо разработать варианты программ, критерии оценки знаний таких детей по предметам общего образования. 

Есть тревожные обстоятельства. Одно из них - демографический кризис в России. Именно сейчас к нам должны поступать дети, родившиеся в начале девяностых годов, что, безусловно, отрицательно сказывается на конкурсе. Остается надеяться на то, что не всегда общественные катаклизмы и финансовые трудности разрушают искусство. Известно, что во времена Возрождения в Италии все время шли войны, но мы уже не помним, кто с кем воевал. Италия того времени для нас - это Леонардо, Микеланджело, Рафаэль и целый ряд других славных имен.

Сегодня обнадеживает то, что «Проект концепции художественного образования в РФ», созданный в Академии художеств, предусматривает практически все. Если он будет реализован, а не останется, как многие хорошие начинания, на бумаге, можно будет действительно говорить о духовном развитии и возрождении России, утверждении ее статуса в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры и искусства.

И конечно же, огромную роль в сохранении и развитии лицеев Российской Академии художеств играет существенное укрепление материально-технической базы. Несмотря на то что лицеи как учреждения РАХ являются «объектами национального достояния», которым еще в 1992 году Указом Президента было обещано достойное финансирование, все последние годы Санкт-Петербургский государственный академический лицей им. Б.В. Иогансона прилагает неимоверные усилия для выживания.

Лариса Николаевна Кириллова, действительный Член Российской Академии художеств






версия для печати