А.Саленков. Статья «К.В.Нечитайло. Пропавшая грамота» к выставке в РАХ. 2019

 

Как начать говорить о том, о чем следует молчать? Где найти формулу высказывания для описания утраты и искусства художника, работавшего с опытом проявленной жизни? 9 мая 2019 года эту яркую и драматическую жизнь оставила Ксения Васильевна Нечитайло. Возможно, что именно потерянные слова вернутся к нам в ином обличии и станут опорой, ценностью? Удивительно как слово, фраза и в целом речь, подвешенная в промежутке, в материальных и мистических складках дольнего и горнего миров, произнесенная некогда в диалоге, раскрывает перед нами сложность различных языков общения. В качестве названия выставки Ксения Васильевна предложила «Пропавшую грамоту» по наименованию одной своей картины, связанной с повестью или точнее, «рассказанной былью» Н.В. Гоголя. Проживаемые события как будто уплотняются героями гоголевских «сказаний» в житейские толки и беседы, объясняющие сопутствующие им сцены повествования. В работе графический силуэт и почти орнаментальная фигуративность схватывают плоскостью холста подобный запальчивый язык, переводя его в активную визуальную среду, включающую в себя пространство иносказательного, но «неоспоримого опыта настоящего» (Р. Уильямс). Данность опыта является важнейшим источником и постоянным рефреном искусства К.В. Нечитайло.
«Пропавшая грамота» - интересное и метафорически-изящное название, ведь было придумано обаятельным и тонким человеком. А что же после…? Изменился ли контекст? Вспомните, в повести содержание грамоты остается неизвестным, нераскрытым. Письмо скрываемо, но существует в качестве вещественного доказательства значительного послания, выступающего литературным фактом переходных состояний пути и конечности. Дело в том, что схожим свойством «вещдока» обладают работы недавно умершего художника. Попадая в ситуацию особого случая, они также пребывают в статусе временно неопознанных экспертным мнением объектов, тем не менее, свидетельствующих о происшествии. Поэтому, в некотором роде, мы сталкиваемся с выставкой исключающего, чрезвычайного положения. Символический обмен вокруг оставленных произведений, принятый в художественном сообществе, еще не сложился, а инструментализированная экономикой искусства и арт-рынком смерть не подвела черту эстимейта. Время непредвиденной и тревожной свободы без гарантий. С данной неподкрепленной свободой, равно как и с другими непредсказуемыми обстоятельствами, картины К.В. Нечитайло выстраивают сценарии качественных изменений той обстановки, в которой они находятся. Каким образом это происходит?
Портрет, натюрморт, пейзаж и тематическая композиция действуют на эстетическое сближение, образуя общие визуальные характеристики исследуемого мира. Размещенные в автономном изобразительном поле картины, жанровые особенности теряют в своей исторически утвержденной значимости. На смену регистрируемой живописным жанром реальности приходит проживаемый здесь и сейчас эмпирический опыт, являющийся средством выражения длительности присутствия и видимости созданных образов, как для художника, так и для зрителя. Эту установку на взаимность, мы по следам теоретика и историка культуры Реймонда Уильямса обозначим «структурой чувства». Не чувство в противоположность мысли, а мысль, как она ощущается, и чувство, как оно осмысляется практическим сознанием, принадлежащим настоящему, в его живой и взаимодействующей непрерывности – вот необходимая опора аффекта. Будучи связана с практическим сознанием и рефлексивным знанием контекста встречи через произведения искусства, структура чувства формируется физикой социального, взятой в целом. Поэтому, содержание работ художника не передает только индивидуальные переживания и смыслы. Не найти в картинах К.В. Нечитайло обращения к коллективному мировоззрению или какой-либо сложившейся идеологии. Наоборот, ее художественные стремления начинаются в точке аффективного измерения сознания, которое образует исходную посылку, позволяющую картографировать настоящее социальной жизни как столкновения физических сил, поддерживающих или ослабляющих друг друга. В этом отношении структура чувства как «особое качество социального опыта» способна воспроизводить представление целого поколения. В картинах К.В. Нечитайло наряду с работами некоторых «семидесятников» актуальное социальное время становится путем преодоления соцреализма. К сожалению, позднесоветская художественная критика, упустившая из виду этот момент, увлеклась театрализованными, «карнавальными» свойствами и стилевыми «переложениями» примитивизма. Разумеется, в каждом отдельном случае, эта задача решалась по-разному, но в период «вненаходимости» именно беспокойство, боль, эмоциональная нагрузка и экспрессивное смещение тревоги в юмор и иронию и обратно, послужило своего рода эвфемизмом подлинности и искренности, позволившим создать художественный прорыв поколения, центральное место в котором занимала К.В.Нечитайло.
Экспозиция «Пропавшей грамоты» показывает более сорока лет творческой биографии художника, начиная с 1970-х годов, и включает около семидесяти произведений живописи и двадцати графических листов (эскизы картин, рисунки, авторские поздравительные открытки) из собрания Московского музея современного искусства и семьи художника. Многие работы написаны в последнее десятилетие. Однако, в рамках выставки не делается попытка обобщения. В Российской академии художеств уже проходила ретроспектива художника. Тогда, в 2013 году, проект «На сломе веков» действительно предлагал тематическую и формально-стилистическую интерпретацию и показывал развитие жанров, которые интересовали К.В. Нечитайло. Сегодня, мы вспоминаем и пытаемся говорить о сокровенном!

Искусствовед Александр Саленков. 2019






версия для печати