Статья «Ваять – и никаких гвоздей». Газета «Санкт-Петербургские ведомости» № 177 (6775) от 01.10.2020

 

Санкт-Петербургская Творческая мастерская Российской академии художеств под руководством скульптора Григория Ястребенецкого вновь открыта. Академик Российской академии художеств, Народный художник РСФСР, ветеран Великой Отечественной войны Григорий Данилович Ястребенецкий всегда точен. Каждую среду ровно в два часа дня он заходит в свою творческую мастерскую, расположенную в Садовом корпусе Института имени И.Е.Репина, и смотрит, что за неделю сделали его стажеры и вольнослушатели. Мастерская была на карантине три месяца, как только в июле были сняты строгие ограничения, она снова начала работать.

Начался один из сентябрьских обходов (хотя это слово не принято для дружеского общения учителя и его молодых коллег) с эскизов Станислава Внуковского. Он работает над композицией «Сотворение мира», посвященной карело-финскому эпосу. Потом Ястребенецкий рассматривает эскизы Анны Кочегиной «Средневековые музыканты» и Анны Грипасевой, ваяющей танцующую лошадь. Дольше всего скульптор общается с Вадимом Неслетовым, который трудится над мемориалом «Юнгам Валаамской школы боцманов». На днях состоялась закладка этого памятника на Невском пятачке, где осенью 1941 года пятнадцатилетние мальчишки героически воевали, пытаясь прорвать блокаду Ленинграда. Скульпторы обсуждают не только творческие, но и технические вопросы: земельный участок, переговоры с заказчиками – военными моряками.

Григорий Данилович, предупреждая мои вопросы, поясняет, что Творческая мастерская РАХ подобна аспирантуре, но она подчиняется не Репинскому институту, а президиуму Российской академии художеств. Обучение продолжается три года. Ястребенецкий руководит мастерской 16 лет и гордится тем, что почти все его ученики смогли создать памятники для общественных пространств. Он называет несколько имен: Мария Третьякова – автор мемориала «Жертвам фашистских концлагерей» в Красном Селе, Николай Краюхин создал памятник Михаилу Аникушину перед его музеем-мастерской, Евгений Бурков _ памятник Даниилу Гранину на Дальневосточном проспекте, Ярослав Барков – памятник метростроевцам в Дубровке, Матвей Макушкин – памятник Виктору Цою. В будущем году в Матвеевском сквере планируется (средства наконец нашли) установка памятника Александру Володину скульптора Игоря Фролова.
По счастливому стечению обстоятельств, на время карантина выпала смена стажеров. Поэтому в июле в Садовый корпус, связанный с именами Петра Клодта, Карла Брюллова, Константина Тона, имевших там мастерские, пришли новые люди. «Кроме Екатерины Пильниковой, – уточняет Ястребенецкий, – она задержится из прежнего выпуска, поскольку работала над эрмитажным проектом Александра Сокурова, посвященным Рембрандту».
По словам мастера, он отбирает будущих стажеров среди выпускников Репинского института по дипломным работам и портфолио. Советуется с преподавателями. Творческая мастерская – небольшой коллектив. Кроме дарования человек должен быть контактным и неконфликтным. Размеры помещений позволили набрать не только четырех штатных стажеров, но и четырех вольнослушателей. В творческой мастерской Ястребенецкого не принято делить молодых скульпторов на тех, кто получает стипендию, и работающих бесплатно. Скульптор говорит, что считает недавнего выпускника Владимира Бродарского одним из своих лучших учеников. У него не было российского гражданства, поэтому он обучался как вольнослушатель.
Спрашиваю Ястребенецкого о его собственном творчестве во время карантина. После снятия самых строгих ограничений он стал регулярно ездить в мастерскую, которая расположена в известном Доме художников на Песочной набережной. Создал скульптурный портрет соседки – «симпатичная женщина», а также портрет артиста Николая Мартона. В творческом портфеле еще несколько замыслов.
«На Песочной я остался единственный скульптор, кто работает там со времени строительства дома в 1961 году», – замечает Ястребенецкий и вспоминает своих коллег и соратников того времени, от Михаила Аникушина до Любови Холиной.
После обхода Ястребенецкий читает (без очков!) отчет Пильниковой о работе над скульптурами для эрмитажной выставки. Эту бумагу необходимо отправить в Москву руководству Российской академии художеств. Прежде чем завизировать документ и поставить дату, скульптор замечает, что наступает октябрь: «Скоро у меня день рождения!».

29 октября Григорию Даниловичу исполнится 97 лет.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 177 (6775) от 01.10.2020 под заголовком «Ваять – и никаких гвоздей». Автор: Вадим Михайлов.






версия для печати