Е.О.Романова. Статья «Текстильные стихии» Натальи Мурадовой, или срез времени эпохи пандемии. 2020

 

Первые недели осени 2020 года оказались лишь небольшим перерывом в череде самоизоляций и карантинов, введенных разрушительной пандемией коронавируса. В это время счастливым образом успела состояться московская выставка художника по текстилю, Народного художника России, члена-корреспондента Российской академии художеств Натальи Мурадовой. Это событие подарило особую краску палитре времени 2020 года, который стал переломным в жизни каждого жителя Земли, в том числе и художника.
Значительную часть выставки Н.В. Мурадовой составили работы, которые были созданы во время карантина, что ознаменовало совершенно новый этап в творческом процессе мастера. Впервые работы создавались дома, а не в мастерской, что, конечно, особенно в начале, вызывало у мастера недоверие. Как ранее, в привычной жизни, мастерская для художника становилась домом, так ныне дом превратился в мастерскую. Со всеми вытекающими последствиями – горами тканей, ниток, красок, кистей… отсутствием мольберта, свободной стены, да и вообще свободного пространства, которое позволяет отойти на несколько шагов от созданного произведения и оценить его. Тем не менее, все недели и месяцы вынужденного нахождения «в затворе», работа шла весьма активно, вылившись в естественное для любого художника желание поделиться своими размышлениями со зрителем.
Выставка Натальи Мурадовой «Текстильные стихии» прошла в необычном пространстве – в фойе и атриуме под прозрачным сводом театра «Школа драматического искусства» на Сретенке. Проникающее через окна, естественное освещение наполняло светом и воздухом экспонируемые на стенах произведения искусства, создавая в разное время суток и при разных погодных условиях игру света и тени, высвечивая или приглушая краски работ, по-новому раскрывая их многоплановость. Здесь природа и искусство словно объединили свои силы, для того чтобы раскрыть живую, органичную природу искусства Мурадовой.
Название выставки «Текстильные стихии» наилучшим образом выявляет поэтику и сущность творчества художника, которое уже сегодня воспринимается как легендарное, не имеющее аналогов. Понятие «стихия» в равной степени относится как к технике создания работ Мурадовой, так и к их наполнению. Наталья Владимировна начинала как художник по ткани, расписывала шелк, большие театральные занавесы, ткала гобелены, однако со временем перешла к созданию текстильных панно, положив в основу своего творческого метода синтез «всего со всем» – разных материалов, техник и технологий, видов и жанров искусства. Тем не менее, текстилю здесь по-прежнему отведена главная роль, и он искусно объединяет все, что делает художник в разных видах искусства – графике, живописи, фотографии, росписи по ткани, текстильному дизайну.
Стихия царит и в приемах создания произведений Натальи Мурадовой. Художник не делает эскизов, имея перед своим внутренним взором лишь умозрительный образ-идею будущей картины. Начало работы – это начало импровизации не только в отношении создания образа, но и в отношении чисто технических характеристик будущего произведения, касающихся, например, его размера и формы. Мурадова любит повторять, что чаще всего размер ее работы определяется размером стены в ее мастерской (Подробнее см.: Романова, Е. Мастерство и импровизации Натальи Мурадовой // Собрание. 2019. № 7. С. 82–94). При этом форму всегда определяет фантазия автора, которая уверенно разрушила привычную форму картины и непредсказуема до самого последнего момента, порой кардинально изменяя очертания уже, казалось бы, сложившегося панно. Глядя на эти асимметричные произведения, понимаешь, что их конфигурация в определенной степени явилась неожиданность и для самого мастера. Внезапно остановившись в своей работе, художник принял правила игры, предложенные стихией его фантазии, открыл для себя что-то новое и сохранил и передал это чувство новизны зрителю.
Стихия, импровизация, фантазия, воображение – для Натальи Мурадовой это не просто слова, которые способны описать ее произведения. Для нее это имена собственные, которые выступают непосредственно героями ее работ. «Фантазии» (2014), «Видение» (2018), «Призрачные сны» (2017)… И они же выступают движущей силой ее творчества, которое отличается невероятной искренностью.
М.И. Цветаева ставила знак равенства между искусством и природой, определяя произведение искусства как произведение природы, «такое же рожденное, а не сотворенное»(Цветаева, М. Искусство при свете совести. М.: Эллис Лак, 1994. С. 346). В случае с искусством Мурадовой это очевидно. В ее случае первый импульс всегда – искреннее, эмоциональное впечатление от увиденного, прочитанного, услышанного, прочувствованного. Вслед за этим за дело принимаются стихии фантазии, импровизации, воображения, то есть силы исключительно природного свойства, действие которых направлено на создание новых форм художественной выразительности и, как результат, образности будущего произведения. Причем действие этих сил сохраняется на протяжении всего процесса работы художника, который иногда может длиться год и более.
Одним из самых сильных жизненных впечатлений Натальи Мурадовой, которое оказало огромное влияние на ее творчество, стало погружение в природу и культуру Японии. В силу жизненных обстоятельств вот уже более 20 лет художник проводит в этой далекой восточной стране значительную часть жизни, насыщаясь японской «культурой взгляда как ритуального созерцания» (Е. Войтишек), что реализуется в потребности преклонения перед «преходящей красотой каждого момента бытия». Впечатления, накопленные за эти годы, оказываются настолько глубокими, что служат источником вдохновения для создания все новых художественных произведений. Один из недавних циклов – посвящение природным стихиям: «Стихии. Водопад», «Стихии. Вулкан», «Стихии. Ветер» и – как итог – «Стихии. Япония» (все – 2019). Эти работы исполнены акрилом на холсте, в них присутствуют движение и воздух, волнующая и тревожная неустойчивость одновременно со страстной энергией стихии… В них ощущается и притягательность непонятного, страшного, пугающего природного явления (как цунами или извержение вулкана), и в то же время осознание опасности, которую оно несет для человека. Стихия природная рождает стихию эмоций, воплощаемых в произведении искусства.
«Я люблю случайность, необузданную, но организованную в новую реальность предметного мира с помощью тканей, нитей, красок, бумаги… схватывая мгновение в состоянии природы, нанизываю впечатления, следуя за мыслью, настроением и материалом…», – так говорит мастер о своей работе.
Весной 2020 года темы текстильных панно Натальи Мурадовой изменились, представив на выставке зрителю всю гамму размышлений и переживаний художника, оставшегося буквально взаперти в своей квартире на неопределенное время. «Одинокий путник», « Разбитая весна 2020», «Наедине с хризантемой»… Названия говорят сами за себя. Все время вынужденного одиночества художник не оставался без собеседника – Мурадова вела длительные, вдумчивые разговоры со своим alter ego. Ее счастливое свойство в жизни – уметь быть собеседником – всецело передалось произведениям, каждое из которых – Собеседник для любого, созерцающего его.
Отрезанность от мира в период пандемии способствовала и завершению крупноформатных текстильных панно, посвященных огню и воде, давно задуманных, начатых, но доведенных до конца только сейчас. Изначально художник замыслил трилогию и начал ее с создания произведения «Священная гора» (2018–2019). Теперь его дополнили «Дар небес. Святая вода» и «Огонь» (оба – 2020). Эти работы можно рассматривать как квинтэссенцию метафизической картины мира художника, который боготворит все, что окружает его в земной жизни, выделяя важнейшие, основополагающие категории – высоту человеческого духа (священная гора), внутреннее горение человека, направленное к небесам, и живительную воду как первооснову жизни.
Выставка работ Натальи Мурадовой в театре Драматического искусства стала одной из последних во время краткой передышки перед началом новой атаки коронавируса, парализующей не только экономику страны, но и ее культурную жизнь. На открытии выставки собралось много людей, почти все были в масках, но кто-то пренебрег правилами безопасности, посчитав несовместимым нахождение в уже надоевших средствах защиты, искажающих человеческий облик, рядом с произведениями высокого искусства. Здесь присутствовали и члены Российской академии художеств, в состав которой входит Н.В. Мурадова, высоко оценившие художественные достижения мастера в своих выступлениях на вернисаже. В завершении выступления вице-президента РАХ А.А. Золотова художнику была торжественно вручена Золотая медаль Российской академии художеств, давно заслуженная награда.
Тем временем художник своими мыслями обратился к следующей странице своей творческой биографии, отбыв на следующий день после триумфального открытия выставки в Тольятти для участия во Всероссийском симпозиуме по гобелену «Геометрия рисунка». Там для участников симпозиума – художников по текстилю на фоне невероятной красоты осени на берегу Волги Наталья Мурадова прочитала три лекции: «Творческий портрет и текстильные вариации. Опыт творческой жизни», «Триеннале художественного текстиля в Лодзи, Польша. 2019» и «Искусство текстиля. Международный опыт». Провела мастер-классы в детской художественной школе им. Марка Шагала для учащихся и преподавателей. И снискала почтительное внимание и благодарность, как со стороны хозяев симпозиума, так и его гостей.
Успех не случается на пустом месте, и главное его условие – помимо таланта – тяжкий труд, повседневный, методичный, в любом настроении и при любых обстоятельствах. Останавливаться нельзя. Но награда для художника, не бросившего свой воз на полдороге, как правило, велика, его ждет признание и любовь. Пример творческого пути Н.В. Мурадовой – пример подобной самоотдачи и, как результат, успех у зрителя. С этой точки зрения, работы мастера, посвященные горе, огню и воде, являются знаковыми. Гора символизирует трудную дорогу к совершенствованию самого художника и его искусства, вода – обновление, очищение от всего наносного, встречающегося на этом пути, а огонь – светоч, освещающий путь. И чтобы создать такие произведения, надо пройти почти полувековой творческий путь, не сбиваясь с него, не отходя на обочину, как это сделала Наталья Мурадова. Поздравляем!

Академик Российской академии художеств Елена Романова






версия для печати