Выставка «Великая Отечественная война в объективе женщин-фотокорреспондентов» в Пекине

 

Другие выставочные залы


Сроки проведения: 13.12.2020 – 12.02.2021
Место проведения: Центральный зал Мемориального музея антияпонской войны китайского народа
Адрес: Пекин, Район Фэнтай, Лугоуцяо, внутренняя улица Ваньпинчэн, 101

Организаторы: Посольство Российской Федерации в Китае и Мемориальный музей войны сопротивления китайского народа Японии.
Партнеры: Российская академия художеств; Федеральное архивное агентство (РОСАРХИВ); Российский государственный архив кинофотодокументов; Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской Академии художеств; Музей Москвы; частные российские собрания.
Куратор: кандидат искусствоведения, сотрудник НИИ РАХ Ирина Чмырева.

Выставка посвящается памяти семи советских женщин военных фотокорреспондентов и тысяч героев и героинь их фотографий. Экспозиция представляет 107 снимков, раскрывающих подвиг женщин Советского Союза в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. Фотографии были напечатаны с негативов семи советских женщин-фоторепортеров, наследие которых хранится в Российском государственном архиве кинофотодокументов, Музее Москвы и собраниях наследников.
На фронтах Великой Отечественной войны по разным подсчетам воевали от 700 тыс. до 1 млн. советских женщин-военнообязанных. Более 20 млн. женщин трудилось на заводах и фабриках в СССР в 1945-м: рост числа работниц на производстве относительно 1940 года составил 156%. В годы войны огромными были потери советского народа: в бою, от ран, от голода и болезней погибло более 27 млн. граждан страны, из них 7 млн. – женщины.
Несколько тысяч журналистов, фотографов и кинооператоров работали в 1941–1945 годах на фронтах и в тылу, ведя хроники борьбы своего народа за свободу. В истории советской фотожурналистики остались имена семи женщин — военных фотокорреспондентов, работавших на передовой: Наталья Боде, Ольга Игнатович, Мария Калашникова, Ольга Ландер, Елизавета Микулина, Галина Санько, Елена Эварт. Каждая из них в годы войны воспринимала свою работу как обыденность и необходимость, без пафоса героизма. Только годы спустя Галина Санько напишет: «Я не боялась трудностей, плохой жизни, отсутствия удобств. Все старалась преодолеть так же, как и мужчины. И все-таки не могу забыть тяжелую фронтовую жизнь под блокированным Ленинградом. Повсюду были развалины и пожарища, негде было переночевать, обогреться. Боялась ли я? Боялась. Сколько раз в аду обстрела я желала, чтобы уж попали в меня, чтобы настал конец… Возможно, в моих военных фотографиях есть что-то женское, потому что я действительно женщина».
Во всех воспоминаниях о женщинах военных фотокорреспондентах говорится об их ответственности, работоспособности и одновременно об их женственности, элегантности. Под их взглядами даже уставшие бойцы и командиры старались выпрямить спины и произвести впечатление. Фотокамеры на фронте делали своих владелиц уязвимыми. «Стеклышками» солдаты называли девушек-снайперов за опасный блик света в оптическом прицеле, направленном в сторону врага. Блик на стекле фотообъектива также становился смертельным ориентиром для противника. На линии фронта, снимавшие там фотографы занимались и лабораторными процессами, проявляли пленки, печатали фотографии. Работа с горючими веществами, ответственность за сохранность отснятого материала, сдача в срок и соответствие фотографий задачам, поставленным Главным политическим управлением Красной Армии, — груз ответственности, лежавший на плечах женщин с фотокамерами на войне, был велик. Их работа была актом повседневного мужества; боевые ордена и медали были оценкой не только журналистских заслуг, но личного героизма в боевых условиях.

Организаторы выставки выражают благодарность наследницам фотографов И.Л. Ландер, Н.Е. Боде.

По материалам пресс-релиза
Управление информации (пресс-служба) Российской академии художеств






версия для печати