Члены РАХ – участники выставки карикатур и ироничного рисунка «Мировые художники» в Севастополе

 

Другие выставочные залы


Сроки проведения: 01.04.2021. - 02.05.2021.
Место проведения: г. Севастополь, ул. Гоголя, 2, Арт-отель «Украина»

«Воспринимаю всё так же, как и вы,
с удивлением и радостью, с тревогой
и печалью, с негодованием и болью».
Борис Ефимов

Российская академия художеств, Управление культуры г.Севастополя и Арт-отель «Украина» представляют выставку карикатур и ироничного рисунка российских и зарубежных художников «Мировые художники», приуроченную ко Дню смеха. В экспозиции представлены произведения членов Российской академии художеств - Владимира Мочалова, Сергея Олешни, Игоря Смирнова, Эдуарда Дробицкого, Сергея Айнутдинова, Василия Чаусова и многих других авторов.
Выдающийся русский живописец Алексей Гаврилович Венецианов (1780-1847) впервые в России в 1808 году издал журнал, полностью посвященный карикатуре, как жанру графического искусства и который в этом же году был запрещен императором Александром I. Почувствовав нечто недоброе, реально угрожающее устоям самодержавия, мудрый Александр Павлович предложил издателю журнала «дарование свое обратить на гораздо лучший предмет», но, к сожалению, не объяснил на какой именно. А другой великий россиянин Александр Сергеевич Пушкин несколько позже прозорливо заметил: «Куда не достал меч закона, туда достал бич сатиры». Но уже в 20-м столетии пролетарский писатель Алексей Максимович Горький с присущей ему прямотой поставил точку в вопросе: что такое есть карикатура «как известно, внутреннее безобразие весьма часто и очень искусно прикрывается внешним благообразием. Острый и меткий глаз карикатуриста отлично умеет вскрыть эти противоречия внутреннего и внешнего...» То есть социальная значимость и злободневность русской карикатуры не вызывала сомнения. Но не вызывает возражения и тот факт, что предтечей жизнеспособности карикатуры в России была народная русская картинка, именуемая впоследствии лубком, выполнялась она в технике гравюры на дереве и раскрашивалась с XVII-гo вплоть до начала XX веков. В этих популярных в народе «потешных листах» отражалось весьма красноречиво настроение самых различных слоев общества тех далеких от нас времен. Графический и образный строй этих картонок имел определенную меру условности и был поразительно конкретен и доступен. В XIX столетии в России появляются многочисленные карикатуры и юмористические рисунки с рождением ряда новых журнальных изданий и газет, в которых трудится большая плеяда талантливых русских художников разных поколений. Среди наиболее популярных сатирических журналов этого времени можно назвать: «Ералаш», «Шут», «Осколки», «Будильник», «Жупел», «Сатирикон» и целый ряд других, жизненные сроки которых резко колебались не только в количестве лет, месяцев, но и недель. Смешного, комического и трагического в прошлой жизни россиян (как и в нынешней) наряду с серьезным и нормальным тоном всегда было предостаточно, о чем свидетельствует содержание издаваемых журналов и газет разных эпох. Так что последующим поколениям художников было на что опереться и отчего оттолкнуться в дальнейшей эволюции жанра карикатуры и юмористического рисунка.
Наш проект «Мировые художники» посвящен жанру графического искусства, в котором будут представляться различные эпохи, виды и направления сатиры, юмора и ироничного рисунка. Это история от XIII века до наших дней. Советский классик карикатуры и плаката Д.С.Моор (1893-2946г.г.) писал: «Смех стал орудием положительных желаний. Наш смех – смех, будящий прогрессивную мысль… Образ карикатуры негативен, отрицателен, но действие его направлено на утверждение положительных идей».
На основе текста члена Российской академии художеств Чаусова В.А.






версия для печати