Круглый стол и мастер-класс «Резервное крашение индиго: история и современное возрождение кубовой росписи и набойки» в РАХ

 

Фоторепортаж: пресс-служба РАХ

12 апреля 2021 года в 12:00 в Белом зале Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, 21) состоится круглый стол «Резервное крашение индиго: история и современное возрождение кубовой росписи и набойки» и мастер-класс Мариониллы Владимировны Саламатовой, организованные Отделением декоративных искусств РАХ при участии НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ.

Вход на мероприятие свободный, без предварительной регистрации.

Обезопасьте себя и гостей Академии: на входе в музей пройдите процедуру измерения температуры бесконтактным способом; в залах используйте индивидуальные средства защиты (маски, респираторы); соблюдайте социальную дистанцию 1,5 - 2 метра.

Это пятнадцатое научное мероприятие в рамках программы проекта «Искусство России», проходящее под кураторством заведующего отделом декоративного и народного искусства НИИ РАХ, заслуженного деятеля искусств, члена-корреспондента РАХ, кандидата искусствоведения Александра Умаровича Грекова. Ведущий - А.У. Греков.
В основе искусства «кубовой набойки» 2 процесса – набойка и кубовое крашение индиго. На ткань, подготовленную для набойки, наносят резервный состав для того, чтобы во время крашения эти места остались белыми. Затем красят в кубе – емкости с раствором индиго. После удаления резерва открывается не прокрашенная ткань – белый орнамент. Ткань тщательно выполаскивают и сушат.
Один из ранних образцов набойки, исполненной с применением резервного состава и крашения в индиговом кубе – льняная ткань из Египта, датированная IV в. с изображением Благовещения (музей Виктории и Альберта, Великобритания). В древности орнамент наносили на ткань вручную при помощи резных досок или трафаретов. Резервом служил воск, восковые составы или составы на основе клеев и глины с медным купоросом. Последний метод и получил распространение на Руси примерно с XVII века. Состав называли «вапой». Орнаменты в России наносили резными досками «манерами». Для этого на подушечку кистью наносили вапу, затем несколько раз набойную доску прикладывали к этой подушечке, и когда доска набирала достаточное количество вапы печатали – «набивали» на холсте, так производился каждый отпечаток. При необходимости (зависело от состава и консистенции вапы) по доске ударяли несколько раз деревянным молотком - «колотушкой». Затем хорошо просушивали набитые холсты и красили в индиго.
Этим промыслом занимались красильщики или синильщики, владевшие небольшими мастерскими и обслуживавшие население окрестных деревень. В каждой мастерской существовал узорник или «заказник», «манерник» - многометровый холст с отпечатками всех имевшихся досок.
По нему принимали заказы на изготовление набойки с соответствующим орнаментом. Приемщик делал одинаковые зарубки на «жеребьях» (деревянные палочки), с обозначением орнамента, потом жеребье раскалывал пополам, одну часть крепил к принесенному рулону льна, вторую отдавал заказчику. Впоследствии заказчик получал окрашенный холст по этому жеребью. Зарубки на палочке совпадали с теми, которые были на второй половине, прикрепленной к рулону.
Кубовая набойка ХIХ века выполнялась в разных оттенках синего – от глубокого темного до более светлого. Иногда она расцвечивалась масляными красками (красной, зеленой, желтой). С середины XIX в. желтую и зеленую набойку стали делать уже не за счет масляной краски, а употребляя «вапу» разного состава. К середине XIX века из всех видов узорных тканей набойка стала самой доступной. Одежду из нее носили и деревенские жители, и небогатые горожане. Набивную ткань использовали для церковных облачений, полковых знамен и шатров. И, конечно же, в домашнем обиходе. Из нее делали занавески, полавочники. Обклеивали ею сундуки и делали переплеты для книг. Шили телогрейки, кафтаны и сарафаны, порты и рубахи. Однако к концу XIX века набивное дело начало приходить в упадок. Развивалась мануфактурная промышленность.
Новый виток популярности кубовая ручная набойка получила в начале XX в. После революции некоторые мастерские просуществовали до начала 30-х годов. Сейчас искусство набойки возрождается. Появляются отдельные ремесленники, а порой и целые мастерские. Правда, XXI век вносит свои коррективы. Некоторые мастера используют полностью или частично современные красители и материалы, а кому-то интересно максимально воссоздать аутентичный способ кубовой набойки. Трансформируются мотивы. Благодаря энтузиазму этих мастеров набойка опять входит в нашу жизнь.
Художников, занимающихся именно кубовой набойкой, и вовсе единицы. Одним из таких мастеров стала Марионилла Саламатова из Сергиева Посада. Марионилла Владимировна Саламатова занимается текстилем в техниках: лицевого шитья, кубового крашения с росписью и набойкой, валяния, аутентичного крашения и ткачества. Интерес к кубовым красителям появился у Мариониллы во время занятий церковным лицевым шитьем, и с тех пор особенное место в ее творчестве занял один из них – индиго. 1997-2004 г. возглавляла мастерскую лицевого шитья в Елецком женском монастыре г.Чернигова. С 1998 до 2005 г. прошла ряд стажировок в Иконописной школе МДА на отделении лицевого шитья. 2004-2005 гг. возглавляла мастерскую лицевого шитья в Ионинском мужском монастыре г.Киева. В 2012 г. вступила в Союз художников России. Участник ряда международных, всероссийских и местных выставок.

Председатель Оргкомитета: академик-секретарь Отделения декоративных искусств РАХ Л.И.Савельева.
Сопредседатель Оргкомитета: Греков А.У.
Члены Оргкомитета: Власова О.Ю.
При поддержке Управления по координации академического художественного образования РАХ
Отделения декоративных искусств РАХ
Управление информации (пресс-служба) Российской академии художеств






версия для печати