Выставка «Ограничение: от Ветхого Завета до COVID-19» Поволжского отделения РАХ в Москве

 

Другие выставочные залы


Даты проведения: 11 июня - 11 июля 2021 г.
Место проведения: галерея «Нагорная» (Москва, ул. Ремизова, 10).

В галерее «Нагорная» объединения «Выставочные залы Москвы» экспонируется фотовыставка «Ограничение: от Ветхого Завета до COVID-19» Экспериментальной творческой мастерской Поволжского отделения Российской академии художеств и Творческого союза художников России. Руководитель Экспериментальных творческих мастерских ПО РАХ и ТСХР — академик Константин Худяков. Координатор мастерских ПО РАХ и ТСХР — член-корреспондент РАХ Светлана Кузнецова. Руководитель и автор проекта — почетный член РАХ Максим Киреев. В проекте «Ограничение» приняли участие члены Российской академии художеств и секции арт-фото Творческого союза художников России: Мария Вяжевич, Серж Головач, Дарья Жмылёва, Александр Иванников, Ольга Казанцева, Виктор Калинин, Максим Киреев, Андрей Клюев, Галина Кузнецова, Сергей Милюков, Наталья Поварова, Оксана Поварова, Дмитрий Розенбаум, Сергей Савельев, Елена Смирнова, Марина Соболева, Борис Сысоев, Алексей Филоненко, Константин Худяков, Ирина Чеп.

Ограничения на земле существуют со времен сотворения мира. Вспомнить хотя бы ветхозаветный сюжет о грехопадении Адама и Евы, в основе которого лежит вкушение запретного плода с древа познания добра и зла. И сегодня из ограничений - и внешних, и внутренних - буквально соткан мир, в котором мы живем. Все возможности, доступные нам, заложены в убеждениях, которые мы носим в себе. Эндрю Мэрфи утверждает, что мы ограничены только теми стенами, которые сами построили вокруг себя.
Но ограничения и самоограничения необходимы для существования современного общества, в котором мы живем. Если мы станем нарушать установленные нормы и правила, то, скорее всего, получим общественное порицание или даже наказание. Общественные запреты регламентируют практически все сферы жизни, оставляя свободными лишь относительно небольшие сферы, где человек волен действовать на свое усмотрение. Общество без запретов погибнет. Какова же роль ограничений в жизни каждого человека? На этот вопрос должны были ответить участники проекта «Ограничение». Пандемия коронавируса стала серьезным вызовом, с которым человечество столкнулось в XXI веке. Эту беду сравнивают со Второй мировой войной. Мы шокированы настоящим и с тревогой вглядываемся в будущее. Подобно другим эпохальным событиям, пандемия COVID-19 способствует фундаментальным переменам в общественном укладе и мышлении людей. Ведь итогом пандемии становится ограничение перемещений граждан, постоянное ношение масок, термометрия, ограничение международной мобильности людей и товаров, разрушение мировой экономики, создание системы тотального контроля над гражданами, состоянием их здоровья и финансов, усиление механизмов власти. В таких новых для нас условиях длительной изоляции и полной неопределенности происходила работа над проектом «Ограничение». Вместе с тем была уверенность в актуальности проекта. Находясь в вынужденной изоляции, все мы испытали дискомфорт и неудобства, связанные с рядом ограничений. Были закрыты учреждения культуры: музеи, галереи, выставочные залы. Пандемия лишила нас привычного общения со своими коллегами и зрителями. Вместе с тем сложившаяся ситуация дала нам возможность по-новому взглянуть на какие-то привычные вещи, что-то переосмыслить. Кто-то из участников проекта переболел коронавирусом и в полной мере прочувствовал подавленное состояние, вызванное принудительным нахождением в изоляции. Обязательное фотографическое подтверждение затворничества усиливало чувство угнетенности и подавленности. А насколько лишило индивидуальности и обезличило каждого из нас вынужденное массовое ношение масок. Ведь это противоречит сущности любого художника. Пандемия открыла нам новую реальность с новыми взглядами на жизнь. Сложившаяся ситуация показала, что наиболее желанным занятием для человека являются личные встречи с людьми за пределами дома. Мы убедились в том, что именно социализация является важнейшим условием счастливой жизни. И каким бы привлекательным нам ни казалось повсеместное внедрение цифровых технологий, глобальная цифровизация не заменит простого человеческого общения.

Эксперты утверждают, что ограничения могут способствовать творчеству. Художник Пит Мондриан положил начало модернизму, ограничив свою живопись изображением прямых углов и использованием скромного набора основных цветов. Даже Теодор Гейзель, более известный как доктор Сьюз, сдерживал себя, когда создавал свои самые известные работы. Совет доктора Гейзеля: «Если вы пишете или рисуете, не бойтесь использовать ограничения!». Так почему ограничения делают нас более творческими? Преподаватель факультета психологии Университета Райдера Катринель Хоут-Тромп считает, что ограничения помогают сократить количество вариантов подмножеств, которыми мы можем распоряжаться и управлять. Это позволяет «исследовать менее знакомые пути, отклоняться от ранее известных направлений». Как художники могут использовать это в своем творчестве? Изменение хода вещей может дать авторам новые впечатления и новый опыт. Суть любого ограничения состоит в том, что оно позволяет выйти за рамки комфорта и заставляет делать привычные вещи новым способом. В условиях вынужденной изоляции появляется уникальная возможность активизировать свою творческую деятельность. Многие работы данного проекта были созданы именно в период пандемии. Проект «Ограничение» позволил собрать в одном экспозиционном пространстве разных художников из Москвы и Подмосковья, КНР (Пекина), стал дискуссионной площадкой для специалистов из разных сфер деятельности, в том числе психологии и медицины. Издана коллективная монография «Ограничение» (ISBN 978-5-6045601-1-2), презентация состоялась на вернисаже в галерее «Нагорная», планируется проведение круглых столов.
В октябре выставка будет представлена в Саратове в рамках работы Седьмой международной научно-практической конференции «Искусство и власть», где впервые заявлена секция «Культурное производство и COVID-19».

Поволжское отделение Российской академии художеств, Творческий союз художников России






версия для печати