Мастер-класс Олега Кривцуна «Эволюция языка европейского изобразительного искусства (середина XIX-XX вв.)»

 

Отделение искусствознания и художественной критики Российской академии художеств приглашает на мастер-класс доктора философии, профессора, Заслуженного деятеля искусств России, академика и члена Президиума РАХ Олега Александровича Кривцуна на тему «Эволюция языка европейского изобразительного искусства (середина XIX-XX вв.)». 21 октября 2021 года (четверг), с 17:00 видеозапись лекции будет доступна на сайте РАХ (в этой новости), а также на YouTube-канале Российской академии художеств.  Возрастное ограничение: 18+



Большинство современных зрителей редко питают бесспорные симпатии к искусству Новейшего времени, то есть к искусству XX и XXI веков. Чаще относятся к нему с подозрением – приглядываясь, сопоставляя, сомневаясь, отвергая. Действительно, на первый взгляд, новейшие практики живописи почти не имеют ничего общего с живописью времён её расцвета: искусством XVII и XVIII веков, времен Рембрандта, Веласкеса, Рубенса, Гойи, Пуссена. Каковы те факторы, что лежат в основе эволюции языка искусства? Почему оно отошло от максимального совершенства письма, достигнутого в самом начале Нового времени?
Новейшее искусство ориентировано на способы выразительности, ставящие под сомнение абсолютность норм классического искусства. В живописи это проявилось в превалировании принципа живописности (цвето-световых отношений) над пластичностью (первенство линии, рисунка), динамики над статикой, атектоники над тектоникой, сдвига от центральной оси картины в пользу так называемого «пейзажного видения», сообщающего картине сразу несколько центров. Художник ХХ–XXI веков понимает, что его жизнь протекает в условиях совсем иной картины мира и кладет много усилий на то, чтобы его произведения могли бы стать художественным эквивалентом противоречивой эпохи, выраженным адекватными красками, линиями, сложно построенной композицией, деформированным пространством, смещением центра картины, её устойчивости – всем тем, чем всегда мастерски владел язык живописи. Опробованные и адаптированные средства классического искусства оказываются непригодны для претворения драматических и трагических коллизий, происходящих с человеком Новейшего времени.
Интерпретируя острые, болезненные, гнетущие образы Эгона Шиле, Рене Магритта, Френсиса Бэкона, Ансельма Кифера, Жана-Мишеля Баскиа, философия искусства фиксирует состояния болезненной эротики, одиночества, острой тревоги, экзистенциального тупика, едва ли не антропологической катастрофы. И, тем не менее, у всех перечисленных творцов – сильное письмо. Произведения названных художников ХХ века не вписываются ни в какой ожидаемый, привычный «формат», однако они полны некоей скрытой витальности. Целый ряд примеров неклассического искусства демонстрирует, что живописцы не очень-то робеют, пролагая новые пути выразительности языка живописи, наделяя его важными смыслами.






версия для печати