Памяти Владимира Рувимовича Аронова (1941-2022)

 

Президиум, Отделение искусствознания и художественной критики, Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств и весь коллектив Российской академии художеств понесли тяжелую утрату. 13 февраля 2022 года на восемьдесят втором году ушел из жизни академик РАХ, доктор искусствоведения, профессор, заведующий отделом дизайна НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ Владимир Рувимович Аронов (1941-2022).

Признанный историк дизайна, Лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства в 1997 году за научный труд по теории, истории и практике дизайна «Библиотека дизайнера», В.Р. Аронов с 2017 года являлся президентом Национальной академии дизайна.
Владимир Рувимович Аронов родился 14 января 1941 года в Москве. В 1964 году окончил отделение истории искусств исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. В разные годы работал научным сотрудником ГМИИ им. А.С. Пушкина, старшим редактором издательства «Искусство», заведующим сектором Специального художественного конструкторского бюро легкого машиностроения (СХКБ Легмаш), старшим научным сотрудником ЦНИИ теории и истории архитектуры, в 1977–1992 годах был заведующим сектором отдела теории дизайна ВНИИ технической эстетики. В 1993–2002 гг. – ректор Московского института экономики, менеджмента и права. В 2006 году возглавил Отдел дизайна НИИ РАХ.
В.Р. Аронов – автор десятков книг и сотен статей по истории и практике дизайна, в том числе на английском, немецком, итальянском, голландском, венгерском, эстонском и других языках. На его трудах выросли несколько поколений российских дизайнеров.
Главным предметом внимания В.Р. Аронова как ученого был отечественный и мировой дизайн XX столетия: его история, мастера, место дизайна в культуре нашего времени. Труды Владимира Рувимовича посвящены основным событиям и этапам развития дизайна как одного из видов творческой деятельности, представляют лидеров мирового дизайна, имена многих из которых были им впервые введены в научный оборот отечественной истории искусства, рассматривают взаимосвязи дизайна с искусством и научно-техническими открытиями. Профессиональное сообщество дизайнеров высоко оценивало научную деятельность В.Р. Аронова.
В.Р. Аронов активно участвовал в жизни Отделения искусствознания и художественной критики. Его выступления на научных конференциях, посвященных ВХУТЕМАСу, Баухаусу и представителям этих школ, на вечерах памяти основоположников российского дизайна и его историков всегда собирали большую аудиторию. Владимир Рувимович много работал, давно не использовал положенные отпуска по назначению, но исключительно для работы.
В профессиональной судьбе В.Р. Аронова значительное место занимала преподавательская деятельность. Он преподавал историю эстетики и теорию дизайна на кафедрах истории искусства исторического факультета МГУ. Многие годы вел лекторскую работу по программам повышения квалификации в НИИ РАХ, Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, Высшей школе графического дизайна в Москве, Художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова. Являлся членом диссертационных советов в МГХПА им. С.Г. Строганова и Санкт-Петербургском государственном университете технологии и дизайна, был председателем ГАК по кафедре истории и теории декоративного искусства и дизайна Академии им. С.Г. Строганова. Многие годы выступал научным консультантом журнала «ДИ», был составителем и ответственным редактором научных сборников «Проблемы дизайна».
Помимо серьезных профессиональных достижений Владимира Рувимовича отличала отзывчивость и любовь к людям, в Академии художеств его высоко ценили как ученого, как интеллектуала и просто как человека.
Владимир Рувимович Аронов навсегда сохранится в нашей памяти, в истории Российской академии художеств, в памяти сообщества искусствоведов и дизайнеров России.
Президиум Российской академии художеств


«Высокая печаль...
Мудрость и светлость души и мысли Владимира Рувимовича Аронова естественно сопрягали  проникающий взгляд Ученого на предметный облик жизни с живым чувством самой жизни, поселённой в реальных людях с их внутренним обликом. От этого становилось теплее и художественнее в предметной череде ежедневности. Так нужен был Владимир Аронов, с его тихим душеоглядным обликом!
Царствие небесное!
Вице-президент Российской академии художеств Андрей А.Золотов. 13 февраля 2022»


«Курляндский акцент в творчестве Аронова.
В Латвию пришло прискорбное известие, что в воскресенье, 13 февраля, скончался российский искусствовед, академик Российской академии художеств (РАХ) Владимир Рувимович Аронов.
Оценивая творчество В.Р.Аронова, следует отметить его достижения, с которыми связана история искусств Латвии. Плодотворное сотрудничество искусствоведа Владимира Аронова с Латвией сложилось с коллегами-теоретиками дизайна - искусствоведами Велгой Опулис, преподавателем Латвийской Академии Художеств Гербертом Дубиным (1919-1993), художественным критиком Язепом Кукулисом-Балтинавиетисом на учебно-познавательных семинарах «Дизайн – Кулдига» в курземском городке Кулдига.
На рубеже восьмидесятых годов 20 века в СССР семинары на свободную от идеологии, неакадемическую актуальную тему с 1977-1983 гг. были организованы художником-дизайнером Минтаутсом Лацисом и эти креативные события заинтересовали Владимира Рувимовича Аронова. Художник Лацис пытался создать систему восстановления и сохранения памятников градостроительства, развивать традиции местного городского дизайна — разработал современный проект дизайна уличных информативных указателей и графических вывесок учреждений (1978-1979 гг.). Образовательно-познавательные семинары «Дизайн – Кулдига» и конференции «Малый город и дизайн» 1982, 1983 гг., «Дизайн – Кулдига-85» (ведущие дизайнер И.Бочарников и Я.Кукулис-Балтинавиетис) прошли с участием Владимира Рувимовича Аронова. Искусствовед внёс значительный вклад в научную базу семинара своей ненавязчивой, аргументированной логикой, основанной на примерах практики, что порождало у творческой аудитории живой интерес к сущности и проблематике дизайна. Тогда актуальность вопроса творчества дизайна была эпохальная - наследие и современность.
Семинары имели международный резонанс и стали признанным, профессиональным, популярным местом по обмену неформальными творческими идеями с участием латвийских специалистов различных областей и видов искусства: дизайнеров Хелены Медне, Игоря Бочарникова, Валдиса Целмса, Эдуарда Милаша, Дзинтарса Лемхенса (1945-2007), Виталия Ермолаева, специалистов по промышленному дизайну - Гунарса Глудиньша (1939-2020), Илмара Крусса (1932-2014), Айвара Круклиса, представителя бывш. «Центра дизайна» Яниса Анцитиса, архитекторов Арно Хейнрихсонса, Яниса Лейниекса, Эдгарса Круминьша (1952- 1991), Гунарса Лусиса-Гринбергса (1932- 2015), художников по текстилю - Анна Метра, Петериса Сидарса, Инесе Якоби, карикатуриста Романса Витковскиса и др., а также профессиональных специалистов из Литвы. Семинары также способствовал заключению договора о сотрудничестве между Кулдигским самоуправлением и Союзом Художников Латвии (1981 г.).
Впоследствии творческое сотрудничество с Владимиром Рувимовичем продолжалось на научном и академическом уровне, сохраняя тепло воспоминаний.
Союз Художников Латвии выражает глубочайшие соболезнования родным, коллегам и друзьям искусствоведа Владимира Аронова.
Игорс Добичинс, Президент Союза Художников Латвии».






версия для печати