Работы И.В. Сорокина (1922-2004) вошли в расширенную постоянную экспозицию «Искусство XX века» в Новой Третьяковке

 

Другие выставочные залы


Даты проведения: 24 мая – 24 июля 2022.
Место проведения: 29-й зал постоянной экспозиции «Искусство ХХ века» Новой Третьяковки (Москва, Крымский вал, 10).

Государственная Третьяковская галерея представляет расширенную экспозицию произведений Народного художника РСФСР, действительного члена Российской академии художеств Ивана Васильевича Сорокина (1922-2004), приуроченную к 100-летию художника.
Иван Сорокин вошел в плеяду выдающихся художников-шестидесятников, среди которых Гелий Коржев, Виктор Иванов, Петр Оссовский, Алексей Ткачев, Павел Никонов. Вместе с ними художник учился в ставшем знаменитым первом наборе МСХШ. Уже в те годы преподаватели отмечали незаурядный колористический дар и творческую ненасытность будущего живописца. В начале Великой Отечественной войны Иван Сорокин вместе со школой был эвакуирован в башкирское село Воскресенское, оттуда с другими старшеклассниками призван в армию. Попав на фронт в 1943 году в качестве минера-подрывника, он окончил войну уже как военный художник студии им. М.Б. Грекова.
В 1945 году мастер поступил в МГХИ им. В.И. Сурикова, где учился в мастерской С.В. Герасимова. В студенческие годы был создан представленный в расширенной экспозиции автопортрет художника (1948), который выдержан в суриковской живописной манере, где артистическая моделировка форм, энергичные рельефные мазки сочетаются с богатством и свежестью цвета, перламутровой гаммой фона и эмоциональной наполненностью образа.
Насыщенная многочисленными поездками творческая судьба художника оказалась связанной с Русским Севером и целинными землями, Дагестаном и Мордовией, древними русскими городами (Новгород, Псков, Переславль-Залесский, Ростов, Борисоглебск, Владимир, Суздаль, Вологда) и другими странами (Италия, Франция, Болгария, Австрия). На протяжении многих лет Иван Сорокин работал над «пушкинским циклом», включающим пейзажи мест, связанных с жизнью поэта (Болдино, Михайловское, Тригорское), в том числе - виды Ленинграда-Петербурга и Москвы.
В расширенной экспозиции представлена многоярусная композиция «Яузские ворота» (1979), где громады многоэтажных зданий ХХ века и все виды современного городского транспорта тесно сплетены с творением зодчих предшествующих эпох. В сдержанном по колориту зимнем пейзаже «Петровские ворота» (1979) выделяется цветовая и композиционная доминанта колокольни Высоко-Петровского монастыря. В камерных ленинградских пейзажах узнается нарядный Никольский морской собор («Крюков канал», 1988) и знаменитые клодтовские кони Аничкова моста («Набережная реки Фонтанки», 1988).
Иван Сорокин – один из самых ярких и самобытных мастеров московской школы живописи с ее культом цвета, эмоциональной манерой письма и «бьющим через край восторгом колористического жизнеощущения» (Л.В. Мочалов). Художник сам говорил: «Писать надо цветно и живо». Чистота и свежесть цвета, свобода, раскованность и темпераментность авторского мазка, сложность фактуры и яркость тонально-колористических гармоний создают ощущение трепетной жизненности, органичности, подлинности его живописи. Мастер продолжал и развивал лучшие традиции «юоновского» и «герасимовского» русского пейзажа, в котором национальное мировосприятие проявляется, словно само собой.
Обширное и многогранное наследие художника демонстрирует творческий потенциал, технические возможности и художественное мастерство живописца. Его произведения находятся в многочисленных государственных и частных собраниях России, Англии, Германии, Италии, Испании, США и других стран.

На основе пресс-релиза музея
Управление информации (пресс-служба) РАХ






версия для печати