Выставка иллюстраций Андрея Харшака к роману «Мастер и Маргарита» в Москве

 

Другие выставочные залы


Даты экспонирования: 01.03.2023 - 04.06.2023
Место проведения: Музей М.А.Булгакова (Москва, ул. Большая Садовая, дом 10, 6-й подъезд, квартира 50)

В «Нехорошей квартире» открывается выставка иллюстраций к роману «Мастер и Маргарита» петербургского художника, члена Российской академии художеств Андрея Харшака. Эти работы, подаренные художником музею, показываются впервые.
Серия иллюстраций к роману «Мастер и Маргарита» Андрея Александровича Харшака – одна из ключевых и любимых самим художником его работ. Прежде чем обратиться к уже ставшему популярным среди читателей роману Михаила Булгакова, Харшак проиллюстрировал ряд других произведений, например, повесть А. Грина «Алые паруса» (1977–1978), книгу о музыке Л. Мархасёва «Любимые и другие» (1978), балладу Р. Стивенсона «Вересковый мед» (1980, перевод С. Маршака), роман А. Н. Толстого «Аэлита» (1985–1986) и другие. Однако именно роман «Мастер и Маргарита» стал первой книгой, которую художник выбрал сам, в отличие от предыдущих, выполненных на заказ.
Многолетняя работа над эскизами к роману Булгакова началась в 1987 году. Андрей Харшак обращался в разные издательства Москвы и Петербурга, но не получил поддержки. Тогда художник связался с издательством «Карелия» в Петрозаводске, где ему предоставили полный карт-бланш, и все его затеи по макету книги, ее оформлению и трактовке образов главных героев были осуществлены. Издание с иллюстрациями автора было опубликовано в 1991 году. Андрей Харшак работает с такими классическими вариантами офорта, как травленый штрих, акватинта, а также многочисленными приемами, которые он называет «управлением случайностями». При создании портретов героев он стремился к передаче внешних черт, к соответствию булгаковскому повествованию. Особое внимание в работе над обликом персонажа, хоть и второстепенного, Харшак уделял событиям в романе, разворачивающимся вокруг героя.
Художник писал о своей работе над иллюстрациями: «…для меня было важно погрузиться в особую атмосферу, созданную писателем, вжиться в нее. И это касалось не только Москвы 20-х годов прошлого века, но и евангельских сюжетов, которые Булгаков серьезно трансформировал. Он ввел новых действующих лиц и очень напряженные диалоги, форма которых далека от канонического библейского повествования. Построение фраз в них обострено и, даже, конфликтно. Это тексты ХХ столетия, и графический язык иллюстраций должен этим текстам соответствовать».

Кураторы: Ирина Чупина, Татьяна Жильцова
Текст подготовлен Музеем,
Управление информации (пресс-служба) Российской академии художеств






версия для печати