Доклады в рамках Научного семинара по древнерусскому и церковному искусству в РАХ. Январь - апрель 2023 г.

 

Отделение искусствознания и художественной критики, НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств приглашают принять участие в Научном семинаре по древнерусскому и церковному искусству. Заседания проходят в смешанном формате: в Белом зале Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, 21) и онлайн с прямой трансляцией на сайте и Youtube-канале РАХ. Вход на очное мероприятие свободный, без предварительной регистрации.

26 января 2023 года, 16:00. Доклад «Комплексное благоукрашение храма святителя Спиридона Тримифунтского в Самаре» 
Докладчик: Дмитрий Александрович Трофимов, руководитель творческой мастерской «Царьград», член Московского Союза художников 
Анонс: В храме святителя Спиридона Тримифунтского  удалось создать комплексный проект убранства: роспись храма, проект иконостаса, проект гипсовых работ, проект освещения и сами светильники - всё это выполнено художниками и архитекторами мастерской «Царьград» под руководством Дмитрия Трофимова. Особенности, преимущества и сложности такого комплексного благоукрашения будут освещены в докладе. Храм в новом районе Самары стал настоящим просветительским центром. И убранство его дышит светом. Здесь команда мастерской окончательно сформировала свой характерный почерк: роспись на светлых и золотых фонах. Кроме того, сочетания белого и жёлтого – это цвета одежд святителя Спиридона. Акцентом в храме должны быть молитвенные образы Христа, Богородицы, святых. Поэтому основной цветовой, тональный контраст создан вокруг фигур, прежде всего Спасителя. В росписи активно используются священные тексты, то есть сакральное слово соединяется с сакральным образом. Ещё одна отличительная черта — соединение в интерьере живописи, имитации мрамора и рельефных элементов из гипса. Также работа в Самаре включала уникальный опыт разработки житийного цикла святителя Спиридона Тримифунтского. О том, какие композиции и почему были выбраны, на какие источники художник опирался при создании композиций, Дмитрий Трофимов расскажет в своём докладе. 

20 февраля 2023 года, 16:00. Доклад «Произведения лицевого шитья в собрании Сергиево-Посадского музея-заповедника» 
Докладчик: Галина Павловна Черкашина, заведующая отделом «Художественная культура Троице-Сергиева монастыря XIV-XVII вв.» Государственного бюджетного учреждения культуры Московской области «Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник». 
Анонс: В Сергиево-Посадском музее-заповеднике хранится коллекция лицевого шитья, по праву считающаяся одной из лучших в стране. Общее количество произведений составляет около 200 предметов. Представлены практически все виды церковных тканей: подвесные пелены под иконы, надгробные покровы, плащаницы и богослужебные покровцы, священнические облачения. Широчайший хронологический диапазон (XV-XIX вв.), наличие большого числа подписных, точно датированных памятников, а также сохранившийся архив Троице-Сергиевой лавры (откуда в музей в 1920 г. поступила основная часть вышитых тканей) придают Сергиево-Посадскому собранию особую ценность. В докладе основное внимание будет уделено характеристике коллекции, а также истории ее сложения.

23 марта 2023 года, в 16:00. Доклад «Монументальные проекты школы "Ярославская икона"»
Докладчик: Надежда Николаевна Мухина, кандидат искусствоведения, академик Российской академии художеств, заместитель начальника Научно-организационного управления РАХ.
Анонс: 12 мая 2023 года исполняется 30 лет со дня освящения Святейшим Патриархом Алексием Вторым Школы «Ярославская икона», которая была создана ведущим современным художником-монументалистом, лауреатом Государственной премии РФ, Народным художником РФ, членом Президиума и академиком Российской академии художеств Николаем Александровичем Мухиным. Доклад будет посвящен истории основания и деятельности Школы, основным монументальным проектам выполненным художниками Школы и Н.А. Мухиным за эти годы в православных храмах в нашей стране и за рубежом.


17 апреля 2023 года, в 16:00. Доклад «Реставрация иконостаса Боголюбской церкви Высоко-Петровского монастыря»
Докладчик: Арсений Владимирович Скворцов-Питерский, аспирант Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, преподаватель Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, искусствовед ООО «Вифания».
Анонс: Доклад посвящён воссозданию иконостаса Боголюбской церкви Высоко-Петровского монастыря, одному из этапов реставрации храма, которая приурочена к 350-летию рождения Петра I. Данный храм начали строить в 1684 году, безусловно Пётр I не мог по малолетству быть инициатором строительства, им, по всей видимости, была вдовствующая царица Наталья Кирилловна, а сам храм стал усыпальницей для представителей рода Нарышкиных почти на столетие. Иконостас и комплект икон к нему был создан мастерами Оружейной палаты Московского Кремля. Он был полностью утрачен в 1930-е годы и сохранившиеся источники не создают полного представления об этом иконостасе. На примере этого памятника будут проанализированы некоторые проблемы создания новых произведений церковного искусства на памятниках культурного наследия, в исторических интерьерах.
В ХХ веке далеко не все храмы были музеефицированы или использовались так, чтобы не наносить им ущерб. При этом храмы и их наполнение являются частью исторической среды и культурного наследия вне зависимости от политического контекста. Когда во второй половине ХХ века данное обстоятельство стало учитываться, научное сообщество обратило внимание на памятники XVII-XIX вв. В результате данных изменений многие храмы Москвы начали реставрироваться. Однако реставрация по большей части ограничивалась воссозданием внешнего вида здания, на конец ХХ и начало ХХI века пришлось множество работ по воссозданию интерьеров. Предлагается на примере реставрируемого памятника, Боголюбской церкви Высоко-Петровского монастыря, познакомиться с типичной судьбой утраты частей интерьера памятника, проблемами его воссоздания.


05В 2021 году циклу научных семинаров Отдела древнерусского и церковного искусства РАХ исполнилось 20 лет. Их бессменный научный руководитель - Анна Вадимовна Рындина, доктор искусствоведения, профессор, академик Российской академии художеств, Заслуженный деятель искусств РФ.

По всем вопросам обращайтесь по адресу: art-rah@mail.ru, советник Отделения искусствознания и художественной критики Романова Елена Олеговна






версия для печати