Выставка произведений Христо Стефанова в МВК РАХ

 

Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств. Галерея искусств Зураба Церетели (Москва, Пречистенка, 19)


Дата проведения: 06.08.2002. - 25.08.2002.
Место проведения: МВК РАХ Галерея искусств Зураба Церетели (Москва, Пречистенка,19)

Российская академия художеств, Министерство культуры Республики Болгария и Посольство РФ в Болгарии представили выставку произведений известного болгарского живописца Христо Стефанова. Христо Стефанов принадлежит к поколению мастеров, которые в 60-е годы активно вошли в художественную жизнь Болгарии. Он родился 15 февраля 1931 года в г. Бургосе. Окончил Софийскую Академию художеств, учился у профессоров Н.Балканского и П.Панайотова. С самого начала его интересовало национальное наследие: болгарские иконы, творчество отечественных художников первой половины XX века, настенные росписи Средних веков и эпохи Возрождения. В своем творчестве Х. Стефанов постоянно ищет связь между древней и современной культурами, между высокой духовностью византийского искусства и современностью. Структура иконы, ее художественное решение являются основным элементом, который он каждый раз пытается воспроизвести в своих работах на языке современной живописи. По признанию мастера, на его творчество значительное влияние оказал итальянский художник Ренато Гуттузо, а также опыт известнейших мексиканских художников-монументалистов XX века Ороско, Риверы, Сикейроса, Тамайо и ряда других зарубежных мастеров. После окончания академии Х. Стефанов прожил несколько лет в Пловдиве в уединении, пытаясь осмыслить накопленный опыт и постоянно пробуя свои силы в различных техниках монументальной живописи: фреске, аль секко, мозаике, витраже. Одновременно он активно занимался современной живописью. Его постоянные поиски, направленные на освоение различных живописных технологий, позволили ему решать любые сложные задачи. По мнению Христо Стефанова, как художник он состоялся в рамках пловдивской группы, вобрав в себя ее уникальный дух и атмосферу свободного творчества. Художником создано значительное количество работ в различных жанрах, однако особое место занимает портрет. Обращает на себя внимание серия автопортретов (1991, 1996, 2002 гг.). Каждый год в день своего рождения Х. Стефанов делает свой автопортрет. Это своего рода подведение итогов и постоянный вопрос, обращенный в будущее. Взгляд художника на полотне передает его знание о сложном прожитом времени, его размышления и творческое осмысление окружающего мира. Его автопортреты - это всегда диалог со временем и с самим собой. Несомненный интерес представляют многочисленные штудии - головы и фигуры мужчины, дамы в шляпе, героя, друга, пророка, распятия... Это самостоятельные произведения, являющиеся своего рода откликом художника на явления современной жизни или исторические факты, обращение к которым позволяет мастеру решать свои пластические задачи.
Начало деятельности Х. Стефанова в области театрально-декорационного искусства также приходится на 60-е годы. Х. Стефанов является автором декораций к крупным театральным и оперным постановкам. В этих работах он демонстрирует прекрасный артистический вкус, знание национальных и универсальных стилистических особенностей разных эпох, умение соединять лирическое начало с интеллектуальностью, соблюдая динамическое равновесие между рациональным и эмоциональным. В своих энтомологических композициях автор, используя различные техники, пытается понять и показать зрителю взаимосвязь всего сущего на Земле. Серия «Оползни» - это реальные и символические образы жизни природы и людей. В поисках новых выразительных средств автор охотно использует чистые и интенсивные тона, декоративный цвет, решая композиционные задачи в ритмических линиях и четких силуэтах. В работах X. Стефанова фигуры находятся в гармонии с окружающим фоном и в то же время они пребывают внутри художественного действия. Архитектоника композиции преобладает над прямым наблюдением натуры, что дает автору большую свободу в решении композиционных и пластических задач. Художник известен не только своими работами в станковой живописи, он снискал широкую популярность и как мастер фрески и мозаичных произведений. Им создано около 6000 м2 фресок, мозаик и витражей для общественных зданий в Софии, по всей Болгарии и за рубежом. Настенная роспись «Огонь» в национальном дворце культуры является своего рода синтезом его исторических интересов и разработок портретного жанра. Им созданы мозаики в подземном переходе Центрального софийского вокзала; фреска «Жизнь-сцена, сцена-жизнь» в здании Камерной оперы Благоевграда, мозаичные панно для мемориала Гоце Делчева в Благоевграде, фреска «Поэт-пророк» в музее Христо Ботева в Калофере, фреска «Страсти» в историческом музее Брацигово, купольная фреска «Капризы» в Пловдиве. Он также работал над настенной живописью в Париже, мозаикой - в Бонне. В 1998 году Христо Стефанов разработал архитектурный проект часовни св. Пантелеймона в Софии, а также выполнил в ней фрески и мозаики. На выставке представлена композиция «Страшный суд», эскиз к фреске в северной части этой часовни. Одним из наиболее значительных проектов, реализованных художником за последнее десятилетие стал цикл рисунков пером «Встречи», который состоит из 46 портретов творцов духовной культуры XX века: художников, писателей, поэтов, композиторов, деятелей музыки и кино - знакомых и близких друзей Х. Стефанова. Среди них портреты всемирно известных художников: Г. Мура, Ф. Бэйкона, Р. Тамайо, К. Баба, В. Тюбке, а также портреты выдающихся деятелей культуры России - Д. Шостаковича, А. Солженицына, А. Тарковского и других. За всем этим стоят поиски новых средств пластической выразительности. Процесс трансформации его живописи, начавшийся в 90-е годы, продолжается и в настоящее время.После почти 20-летнего перерыва российские зрители смогли снова встретиться с творчеством этого замечательного художника.

Управление информации и рекламы РАХ






версия для печати