«Знаменитости прошлого и настоящего». Выставка графики В.Мочалова в Выставочных залах РАХ

 

Выставочные залы Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, 21)


Место проведения: Выставочные залы Российской академии художеств. (Москва, Пречистенка, 21)
Сроки проведения:18.12.2007 - 06.01.2008

Российская академия художеств представляет выставку произведений действительного члена Российской академии художеств Владимира Георгиевича Мочалова.
В экспозиции представлено свыше 150 произведений. Это, прежде всего, графическая серия «Знаменитости прошлого и настоящего», выполненная в жанре сатирического портрета и карикатуры, а также иллюстрации к книге Шарля Перро «Мальчик-с-пальчик».
В.Мочалов - мастер политической карикатуры и шаржа. Его считают одним из самых талантливых продолжателей традиций таких выдающихся мастеров, как Кукрыниксы, Б.Ефимов, Л.Сойфертис, К.Ротов, И.Семенов, В.Горяев, Е.Шукаев. Художнику принадлежат более 10 тысяч виртуозно исполненных шаржей и карикатур, рисунков и иллюстраций, отмеченных престижными премиями на российских и международных выставках, конкурсах, биеннале.
В.Г.Мочалов родился в 1948г. в Москве. Окончил Московский полиграфический институт. Около 20 лет был главным художником журнала «Крокодил». Его острые карикатуры регулярно публиковались в сатирических изданиях более тридцати стран: России, Бельгии, США, Японии, Турции, Франции и др.
В своей портретной галерее В.Мочалов изображает известных политиков, деятелей искусства, культуры и спорта, которых увидел сквозь призму иронии и гротеска. Он метко передает свойственную персонажу ухмылку, характерный жест, взгляд. Работая не «на заказ», художник пишет не глянцево-парадные, а остро характерные, подчас язвительные, разоблачающие портреты.
«Политический шарж - это те же маски, та же буффонада, клоунада, это тоже карикатура. Изобразительная карикатура - это одна из граней нашего сатирического отношения к тому или иному политику. Политики всегда хотят сохранить свое лицо. Они преумножают, они создают себе имидж, образ всеми доступными и недоступными средствами. Выходят на публику и всячески создают правдивого политика. А задача карикатуриста, на мой взгляд, рассмотреть в его биографии, в его поступках, в действиях вещи, которые не соответствуют тому образу, который он создает, и своими художественными средствами, приемами, карандашом или пером разглядеть и показать, обнажить, раскрыть его содержание», - пишет художник.
Самые значительные, самые яркие портреты запечатлели людей незаурядных, но достаточно нам знакомых по фото-кино-телевизионным и иным изображениям. Художник открыл в них что-то незамеченное нами прежде, но очень важное для характеристики личности персонажа. Большинство портретов передает не столько сиюминутное настроение, сколько характер персонажа, его нрав, подчас скрываемый от окружающих. Ему все равно, в какой области добился признания человек, чей портрет он пишет, главное, чтобы он был Личностью. Точный, крепкий рисунок, определяющий безусловное портретное сходство с моделью, острая ирония высококлассного шаржиста позволяют создать гротескные и в то же время психологически убедительные портреты.
Художник рисует не только своих современников, но и исторических деятелей, так или иначе повлиявших на судьбу нашей страны. В.Мочалов - обладатель Гран-при на Международной выставке карикатуры в Сент-Эстеве (Франция, 2000г.), Первой премии на Международном конкурсе карикатуры в Сургуте (Россия, 2004г.), специальным призом и дипломом на Первом Московском Международном фестивале «Традиция и современность» (Москва, 2007г.), медаль «Достойному» Российской академии художеств и др.
В 1997 году был установлен мировой рекорд по рисованию карикатур: газета «Комсомольская правда» зафиксировала, что за один час Владимир Мочалов нарисовал 111 шаржей с портретным сходством. В 2004 году В.Мочалов неожиданно для многих выставил около 300 живописных работ: портреты, пейзажи, натюрморты. На его полотнах - мировая история ХХ века, прежде всего - России. Художник переписал маслом свои самые знаменитые карандашные портреты.
В.Мочалов иллюстрировал повести в журналах «Юность» и «Сельская молодежь», книги, в т.ч. «Питер Пэн», рассказы А.Аверченко, Г.Остера и других писателей. Творчество Владимира Мочалова, современное, живое, самобытное, способно заставить нас по–новому взглянуть на мир и действующих в нем лиц.







версия для печати