Выставка произведений Бориса Угарова в НИМ РАХ (Санкт-Петербург)

 

Выставочные залы Научно-исследовательского музея РАХ (Санкт-Петербург, Васильевский остров,Университетская наб,.17)


Место проведения: Выставочные залы Научно-исследовательского музея РАХ. (Санкт-Петербург, Васильевский остров,Университетская наб,.17)
Сроки проведения: 06.02.2008 - 24.02.2008

6 февраля 2008 года в Парадных залах Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств открывается выставка произведений народного художника СССР Бориса Сергеевича Угарова.
В экспозиции представлено 125 живописных работ из собрания семьи художника, коллекций Государственного Русского музея, Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств, Государственного музея политической истории России.
Угаров - выдающийся мастер русской живописной школы второй половины ХХ века, автор масштабных исторических полотен, давно вошедших в золотой фонд русского искусства ХХ столетия - «Октябрь» (1864 г), «Возрождение» (1985 г.), «Ленинградка. В сорок первом» (1961 г.) и др.
Глубокая содержательность, эмоциональность его живописи, цельность созданных им образов, блестящее воплощение в искусстве сложнейших творческих задач отличают Угарова-художника.
Угаров родился в Ленинграде, прямо со школьной скамьи ушел на фронт, а, вернувшись с войны, твердо решил стать художником. В 1945 году он поступает в крупнейший художественный ВУЗ страны – Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, где учится на живописном факультете сначала у В.М. Орешникова и А.А. Мыльникова, а затем в мастерской монументальной живописи под руководством И.Э. Грабаря. После окончания аспирантуры он остается преподавать в родном Институте и вся его дальнейшая жизнь самым тесным образом связана со стенами Академии.
Б.С. Угаров остался в памяти своих учеников и коллег не только как замечательный педагог, многие годы возглавлявший персональную мастерскую станковой живописи, а с 1977 года - и сам Институт им. И.Е. Репина в качестве ректора, но и как крупный общественный деятель – Президент Академии художеств, возглавлявший ее с 1983 года.
Угаров известен не только как мастер больших исторических полотен, но и как проникновенный пейзажист, никогда не искавший «эффектных» мотивов или состояний природы. В самом простом, обыденном сюжете он открывал неисчерпаемые возможности, умел передать неброскую, но удивительно притягательную красоту обычного деревенского пейзажа, баньки, лошадки на подтаявшем мартовском снегу. По образному строю, по тонкости цветовых решений его пейзажи сродни работам таких русских художников как И. Левитан, К. Коровин, В. Серов, Л. Туржанский, творчество которых Угаров хорошо знал и любил.
Портретный жанр представляет еще одну значительную сторону творчества художника. Кроме знаменитого портрета композитора Андрея Петрова (ГРМ), все произведения этого жанра носят камерный характер. Среди портретируемых - члены семьи художника: жена, дочь, сын, внучки. Их он пишет часто, с любовью вглядываясь в хорошо знакомые лица, бережно и деликатно воссоздавая на холсте потаенную жизнь души, особенности характера, наблюдает за становлением и взрослением личности («Портрет М.О. Угаровой», «Портрет Оли», «Таня», «Портрет сына»).
Пушкинская тема занимает особое место в творчестве Угарова. Он обращается к ней неоднократно. На выставке можно увидеть несколько композиций из этого цикла. Величайший поэт России вновь и вновь привлекает внимание художника и необыкновенной живописностью облика, и смятенностью чувств, и трагичностью необычной судьбы, и гениальностью поэтических озарений («Пушкин»,1970 г., «Пушкин в Тригорском», 1982 г., «Пушкин. Белая ночь», 1985 г., и «А.С. Пушкин. Прогулка», 1987 г.).
Сегодняшняя выставка дает нам возможность еще раз соприкоснуться с творчеством замечательного русского художника Бориса Сергеевича Угарова, оценить его огромный талант, вспомнить его как человека широкой души и доброго сердца.






версия для печати