Цикл лекций-бесед А.К.Якимовича «Страницы истории мирового искусства. От Возрождения до начала двадцатого века» в НИИ РАХ

 

НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств приглашает Вас на курс открытых бесплатных лекций-бесед академика Российской академии художеств Александра Якимовича «Страницы истории мирового искусства.От Возрождения до начала двадцатого века».

Начало курса: февраль – апрель 2019 года.
Продолжение  курса: октябрь – декабрь 2019 года.

Лекции-беседы будут проходить по четвергам в аудитории №8
НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, 21).

Начало лекций в 17:00.

Последняя лекция цикла состоялась -  26 декабря 2019 года

Приглашаем всех желающих. Вход свободный, без предварительной регистрации.

Александр Клавдианович Якимович – искусствовед, автор более двухсот работ по проблемам истории искусства и современной художественной культуры. Доктор искусствоведения (1998). Академик РАХ (2007). Вице-президент АИС (с 2002), член Правления АИС. Исследователь, теоретик, популяризатор, автор многочисленных публикаций о проблемах искусства от Возрождения до двадцатого века начинает подводить итоги и обобщать свою творческую и научную деятельность. Курс резюмирует все те книги и статьи по истории искусства, которые накопились в багаже ученого за 40 лет работ

Темы занятий:
1. Введение. Художественная культура Нового времени. «Бесстрашный реализм» как принцип искусства. Полнота бытия как предмет познания в новом искусстве. Эксперимент как образ мышления и творческая стратегия. «Онтологический восторг» как основа художественной культуры Нового времени.
 
2. Перелом от Средневековья к Возрождению. Джотто и Мазаччо. Большой прорыв в пластике: Гиберти, Донателло, Якопо делла Кверча. Францисканская картина мира – рычаг и опора новой культуры. Упоенное разглядывание сложной реальности – открытие нового искусства. Мир как загадка, зрелище и предмет созерцания
 
3. Сказки, мечты, фантазии как новая реальность. Уччелло, Фра Анжелико, Филиппо Липпи – первые опыты «социального приручения » искусства. Чудесное в недрах повседневности: легкокрылая философия Пьеро делла Франческа. «Дух истории», лиризм и прелесть обыденной жизни: Мантенья. Разноликий Боттичелли и проблема креативного аутизма. Анатомия страданий у Синьорелли. Венецианские чудеса Джамбеллино и Джорджоне. Широта смысловых регистров Раннего Возрождения.
 
4. Революция Ренессанса и его движение к бесстрашному реализму. Новая антропологическая основа культуры: «человек беспокойный». Первое поколение гуманистов: от Петрарки к Пико делла Мирандола. От наивного человекопоклонства к опасным прозрениям судеб человеческих. Бесстрашная мысль Маккиавелли. Новое слово Монтеня и Рабле.
 
5. Титаны Возрождения. Леонардо да Винчи и принцип «ненасытного познания.» Светотень – психологический инструмент художника-исследователя. Микеланджело как архетип «опасного новатора». Мир на грани катастрофы и беспощадные истины как предмет искусства. Феномен экспериментаторства Высокого и Позднего Возрождения и его последствия.
 
6. Нидерландское искусство в поисках «благоговейной онтологии». Ян ван Эйк и параметры земного рая. Эсхатология Босха между адом и раем. Мироздание Брейгеля. От саркастической антропологии к новому единству бесконечного бытия. Нидерландский феномен «экспериментальной религиозности»: от адамитов к пантеизму.
 
7. Семнадцатый век на Севере и Юге. Вольнодумец Рембрандт и его «Ночной дозор». Новая реальность нового искусства: человек в безбрежном мире без надежной опоры. Отвага без пафоса: испанскость Веласкеса. Праздник элиты -- первый этап в его портретном искусстве. Диагностика элиты – финал творчества Веласкеса. Идеология «испанского мира» и философия терпимости – коллизия испанской культуры. Роль стоицизма в жизни и искусстве. Проблема «достоинства отверженных» в портретах инвалидов и шутов.
 
8. Восемнадцатый век. Эмансипация духа. Эпикурейская революция Ватто. Устои дома своего в эпоху разгула Просвещения: Шарден. Поиски человечных начал между идеологическими платформами абсолютизма и просвещения. Философия «естественного человека»: шкала альтернативного сознания в преддверии революционного гнева. Классицизм как орудие и оружие освобождения. Давид - пропагандист и диагност революции
 
9. Преображение Гойи. От милых забав к антропологическому апокалипсису. Гоголь перед лицом парадоксов эпохи. Главные открытия романтизма: опасность высоких идей. Диагностика времени у Гёте. Уроки революций в культуре Запада и России. Реализация «высоких идей» и проблема «идеологического неистовства» революционной эпохи.
 
10. Малый архитектурный экскурс. Новое инженерное строительство и проблема «смены отцов». Металлоконструкции в постройках США и Франции. Первые проблески нового урбанизма и его смыслы. Всемирные выставки девятнадцатого века – бастионы идеологических мифов и лаборатории революционных принципов. Инженерия как способ отказа от идеологичности и путь приближения к «стихии жизни».
 
11. От Курбе к Мане. Курс на преодоление идеологии. Онтологические основы импрессионизма. Искусство по ту сторону нравоучений: Дега и Тулуз-Лотрек. Космологические смыслы в искусстве Сезанна и ван Гога. Очнулось ли французское искусство от идеологического гипноза?
 
12. Реалистическая живопись России. Идеологические мифы и истины живописной ткани. От Федотова к Репину и Сурикову. Толстой, Достоевский и Чехов: диагностика цивилизации. «Онтологизм письма» в идейной литературе и идейно заряженной живописи.
 
13. Молодой Пикассо и творческая философия очистительного варварства в Европе и России. «Испанская ярость» как исторический факт и как орудие художника. Коварная игра с классическими реминисценциями: имитация как пародия. «Возрождение первобытности» в России и Европе (В.Прокофьев). О смыслах кубизма и посланиях примитивизма.
 
14. Вторая версия раннего авангарда: интеллектуализм, философичность, культуртрегерство молодого Кандинского. «Другая реальность» в мысли Ницше, Владимира Соловьева, Рильке. Мифология «третьего пришествия» в культуре и искусстве. Преображенная реальность абстракции в перспективе «философии жизни»
 
15. Футуризм в России и Италии. От бунтарства Маринетти к «криминальному дискурсу» в творчестве раннего Маяковского. Гордый всёк Зданевич, или перспективы радикального Большого отказа. Революция без берегов – продолжение «безграничной онтологичности» Нового времени. Откуда вообще взялся этот Дюшан? Авангард – законный или незаконный наследник бесстрашного реализма Нового времени?

Телефоны для справок: +7 495 637-31-76; +7 495 637-42-91

Лекции проводятся при информационной поддержке Ассоциации искусствоведов (АИС), Управления информации (пресс-службы) РАХ, портала «Музеи России».






версия для печати