Выставка произведений М.И.Курилко и М.М.Курилко-Рюмина в Российской академии художеств

 

Сроки проведения: 02.04.2003 – 27.04.2003.
Место проведения: Выставочные залы Российской академии художеств (Москва, Пречистенка,21)

Творчество крупных мастеров сценографии М.И.Курилко (1880-1969) и М.М.Курилко-Рюмина – яркая и интереснейшая страница отечественного искусства. Оно вместило целое столетие, соединив век XX и ХХI. В работах художников воплотились разнообразные искания, которыми изобиловало театрально-декорационное искусство ХХ века и творческие и нравственные ориентиры, которые вели их по жизни. Высочайшая профессиональная культура, прочно связанная с классической школой и дерзновенность экспериментов, обращенных в будущее, органично сосуществуют в их произведениях, создавая особую стилистику, их неповторимую художественную ауру. Произведения отца и сына объединены нитями художественного родства и преемственности. Вместе с тем, они демонстрируют два индивидуальных творческих почерка, два сложных творческих пути.

Выставка приурочена к 80-летию М.М.Курилко-Рюмина. На ней представлены работы разных лет: эскизы декораций, костюмов, театральные макеты, живописные работы, графические листы, афиши, фотографии и документы из собрания семьи и музея Большого театра.

М.И.Курилко - Заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии ССССР, профессор. Личность поистине легендарная, человек «серебряного века», чрезвычайно и многогранно одаренная натура. График, живописец, сценограф, эссеист, изобретатель, педагог.

«Он знал все и все умел. Он выполнил самый большой (и превосходный) офорт в мире, построил уникальный театр в Новосибирске, сочинил либретто и декорации к балету «Красный мак»… Он охотился на тигров, скрывался в подполье, безошибочно отличал подлинник от фальшивки, был знатоком вин, экспертом всего и вся, страстным коллекционером, замечательным садоводом. В семьдесят два года был самым сильным человеком в институте (гнул подкову) и преподавал рисунок по собственной теории формы» - восторженно вспоминала о мастере его ученица художник Татьяна Сельвинская.

Современники М.Курилко, люди, составлявшие круг его общения, а это выдающиеся деятели культуры начала ХХ века А.Нежданова, Н.Голованов, И.Козловский, И.Жолтовский, Е.Гельцер, А.Мессерер, Р.Глиэр, В.Ефанов, хирург С.Юдин и многие другие, запомнили его великолепным знатоком истории художественной культуры, блестящим эрудитом, художником, неизменно пребывающим в состоянии творческого горения.

М.И.Курилко родился в 1880 году в семье учителя гимназии. В ранней молодости выбрал специальность медика, но еще в студенческие годы оставил ее. С 1906 по 1913 год учился в Академии художеств у прославленных мастеров И.Репина, В.Матэ, Я.Ционглинского. И параллельно – в Археологическом институте, закончив его в 1914. Золотая медаль по окончании Академии дала право на заграничную поездку. Но лишь год был отпущен ему судьбой на то, заняться совершенствованием мастерства. Поездка прервалась в 1914 году с началом Первой мировой войны. Затем – революция, гражданская война.

Уже в самых первых творческих работах М.И.Курилко заявил о себе как о художнике неординарном. Его диплом – огромный офорт привлек внимание к начинающему мастеру. Глубина содержания, великолепная техника, новые художественные и технические приемы отличали его произведения на протяжении всего творческого пути. Экспозиция знакомит с некоторыми ранними гравюрами мастера, проникнутыми героико-романтическими настроениями.

В начале 20-х годов художник создал серию произведений, темы которых были навеяны войной и революцией. Графические композиции «Не убий!», «Голод», «Кровь сыновей», «Слезы вещей» и другие – это философские размышления о жизни. Виртуозное мастерство, изысканность стиля и острота переживаний событий тех грозных лет поражают в работах. В каждой линии, каждом штрихе – обнаженный нерв автора. Серия не могла быть показана широкой публике в течение почти 70-ти лет. Впервые зрители познакомились с ней лишь на выставке 1998 года в залах Академии художеств.

Произведения этого цикла выполнены в необычной технике, заимствованной из истории книжного искусства. Художник использовал в работах цветные сангины, закрепленные на пергаменте специальным лаком. В той же авторской технике выполнены произведения, созданные в разные годы - «Автопортрет», «Портрет матери», «Портрет художницы (Н.Магер)». В них художник создает образы удивительной эмоциональности и глубины, пронизанные символико-мистической атмосферой начала ХХ века. В этих произведениях он предстает как мастер композиции, виртуоз рисунка, тонкий колорист. Внутренний мир портретируемых он раскрывает в глубоких психологических характеристиках и через предметный «код» произведения. Знаток старины, всю жизнь окружавший себя произведениями искусства, мастер словно проникал в потаенную жизнь вещей. Воплощенные автором с редкостным мастерством, они ведут свой диалог со зрителем, создавая необходимый смысловой подтекст работ.
Театрально-декорационное искусство стало той сферой деятельности, где с новой силой раскрылось многогранное дарование художника. Он оформлял спектакли для театров Москвы, Петербурга, Киева, Одессы, Ташкента и других городов. Его театральные работы очень гармоничны, естественны и современны. Среди наиболее известных - декорации к опере Д.Верди «Риголетто», балету Ц.Пуни «Эсмеральда», опере М.Мусоргского «Хованщина», оформленным художником в Большом театре (1924-1928), опере «Майская ночь» в постановке К.Станиславского. На выставке представлены удивительные по красоте и силе выразительности эскизы декораций и костюмов к опере Р.Штрауса «Соломея», поставленном в Мариинском, затем в Большом театре и отмеченные премией на всемирной выставке в Милане в 1927 году.
Одна из самых ярких работ для Большого - балет «Красный мак» на музыку Р.Глиэра. М.И.Курилко сам написал к нему либретто. Среди авторов спектакля - Е.Гельцер, В.Тихомиров, режиссер А.Дикий. Это был первый балет на современную тему. «На сцене Большого театра впервые вместо принцев, зефиров, и всевозможных фей появились реальные персонажи - капитан, матросы, рабочие-кули. Спектакль готовили с невероятным энтузиазмом, какого я не припомню в театре, - вспоминал Асаф Мессерер. - В спорах, ожесточенных дискуссиях, но горячо, молодо, дерзко… Михаил Иванович Курилко был душой спектакля». За возобновленный в 1949 году на сцене Большого «Красный мак» художник был удостоен Сталинской премии.
В экспозицию включены экизы к опере Д.Верди «Аида». Замысел оформления был очень впечатляющим и эффектным, изобилующим выдумкой, фантазией, неожиданными художественными и техническими находками. Это крупная театральная работа мастера, так и не была осуществлена на сцене.
В 1930- 1933 годах мастер создает и патентует проект нового театра для массовых зрелищ, оборудованного новейшей техникой. Он задумал его в форме огромного, 60-ти метрового в диаметре купола, взлетавшего над амфитеатром и охваченного лентой кольцевого конвейера. Действие должно было переноситься мгновенно в самые разные точки и на разные уровни пространства. Кинопроекция на купол зрительно исключала эффект замкнутости пространства. Этот проект был реализован лишь частично в Новосибирском театре оперы и балета.
С блеском проявились вкус, мастерство, свобода художественного мышления М.И.Курилко при создании монументальных росписей и декорационного оформления павильонов на ВСХВ в предвоенные годы. В годы войны он занимался проблемами маскировки различных сооружений столицы.
М.И.Курилко оказал влияние на целое поколение художников, архитекторов, артистов, воспитал множество учеников. С 1915 года он – профессор кафедры рисунка, затем руководил мастерской офорта в академии архитектуры СССР, заведовал кафедрой в институте повышения квалификации художников-графиков, с 1939 по 1956 годы – профессор Московского архитектурного института. В 1946-1960 годах руководил театральной мастерской в Государственном художественном институте им.В.И.Сурикова, подготовив целую плеяду замечательных художников.
«Многое было в этой жизни, Не было только уступок в главном - умении достойно и мудро сносить все удары судьбы, передать свои идеалы, знания и опыт детям и внукам быть недостижимым идеалом». (М.М.Курилко-Рюмин)

М.М.Курилко-Рюмин – действительный член Российской академии художеств, народный художник Российской Федерации, заслуженный художником Северной Осетии-Алании, академик Академии гуманитарных наук – признанный мастер сценографии, талантливый педагог, продолжатель дела своего отца.
Удивительно разнообразна, плодотворна деятельность художника в такой сложной сфере творчества как театрально-декорационное искусство.
Мастер обращается к произведениям русских и зарубежных авторов разным историческим эпохам, участвует в создании драматических и музыкальных спектаклей. Его работы отличает высокий профессионализм, тонкий и строгий вкус, простота и изысканность цветовых, пластических, композиционных решений. Разнообразные по тематике, стилистике, технике сотни эскизов декораций и костюмов, десятки макетов, составившие экспозицию, представляют богатейшую палитру творческих исканий мастера, для которого работа в театре – подлинное служение, высочайшая миссия.
«Природа театра удивительна, причудлива, сложна. В театре все соединено в прихотливом контрастном сочетании, - говорит мастер. – Простота, естественность подлинного искусства всегда побеждают, но как сложен и извилист путь в эту скромную мудрость простоты».
М.М.Курилко-Рюмин родился в 1923 году в Петербурге. На формирование его эстетических принципов огромное влияние оказала атмосфера артистизма, царившая в доме, беседы с отцом, его творчество. С самых ранних лет театр безраздельно вошел в его жизнь. Первое ошеломляющее впечатление - опера «Майская ночь», над оформлением которой работал отец. Затем вместе с матерью, страстной театралкой, -многочисленные посещения знаменитого спектакля «Маскарад» Головина-Мейерхольда. Тогда, по словам художника, и зародилось понятие о Театре с большой буквы, театре большого стиля.

Со школьной скамьи М.М.Курилко-Рюмин ушел на фронт. Тяжелое ранение повлекло ампутацию правой руки. Многое пришлось преодолеть. Самостоятельную работу художника он начал в 1942-м, в Киргизском театре оперы и балета в городе Фрунзе. Туда были эвакуированы крупнейшие деятели театра. Для будущего мастера это была великолепная школа. Затем последовали годы учебы в Институте кинематографии у знаменитых мастеров Ф.Богородского, Ю.Пименова, Г.Шегаля. Преподавали там и Б.Дубровский-Эшке, и И.Шпинель, В.Кулешов, Э.Тиссэ, В.Сарабьянов.

В 50-е годы Михаил Михайлович начал самостоятельную творческую и педагогическую деятельность, которая и по сей день занимает все его время. Эрудиция в различных областях культуры, тонкое знание всех аспектов театрального дела позволило ему быстро выдвинуться в число наиболее популярных сценографов своего времени. С ним работали замечательные режиссеры А.Попов, Б.Равенских, А.Эфрос, М.Кнебель, А.Шатрин. За 60 лет творческой деятельности художником оформлено около 150 спектаклей в театрах нашей страны, за рубежом. Среди них наибольшую известность получил "Пушкин" А.Глобы, "Мой друг" Н.Погодина, " "Завтра в семь" по К.Симонову, "Горное гнездо" по Д.Мамину-Сибиряку "Горе от ума" А.Грибоедова, "В поисках радости" В.Розова, «Табачный капитан» В. Щербачева, «Бедность не порок» А. Островского, «Дядя Ваня» А. Чехова, Риголетто» Д. Верди, «Отелло» У.Шекспира, , «Вишневый сад» А.Чехова «Тангейзер» Р. Вагнера.

В своих сценических решениях художник исходит, прежде всего, из логики пьесы, ее смыслового подтекста. В одних постановках акцентирует цветовую доминанту в оформлении, как, например, в декорациях к опере П.Чайковского «Пиковая дама», Делиба «Лакмэ», спектаклю «Фуэнте Овехуна» Лопе де Вега, отличающихся редким по красоте живописным решением. Колористический дар художника разворачивается здесь в полную силу. Сдержанная, холодноватая гамма многочисленных оттенков зеленых, голубых, сиреневых красок в «Пиковой даме», жемчужно- палевый колорит декораций к «Фуэнте Овехуна» тождествен глубинному содержанию произведений.

В иных постановках художник обнажает конструкции, как бы насыщая смыслом само пространство сцены. Мастер умело использует сочетание театральной условности и правды быта в оформлении спектакля «Суббота, воскресенье, понедельник» Э.де Филиппо, одной из самых знаменитых своих постановок. Спектакль «Цена» А.Миллера 2001 года - совсем новая, интересная работа мастера. Фарсовость и лубочность, глубокий драматизм и легкий музыкальный лиризм находят в его творчестве неповторимую изобразительную интерпретацию.

Среди ранних, но не выставлявшихся прежде работ - эскизы к спектаклям «Безымянная звезда» М.Себастьяна, «Волшебное существо» А.Платонова , «Оливер Твист» по Ч.Диккенсу. В последние годы особенно ярко раскрылся талант М.М. Курилко-Рюмина как станковиста. В экспозицию включены живописные работы художника. Это изысканные по цвету пейзажи Греции, Испании, Франции, Турции, Хорватии, Подмосковья, редко экспонировавшиеся этюды 1940-60-х годов. Натурные работы мастера проникнуты тончайшим ощущением природы, мягким лиризмом, разнообразными оттенками настроений.

За пятьдесят лет педагогической работы М.М.Курилко воспитал много художников, ставших сегодня ведущими мастерами театрально-декорационного искусства. Многие годы он преподавал во ВГИКе. С 1962 года возглавляет театральную мастерскую в МГАХИ им. Сурикова, ныне в звании профессора.

По словам художника Н.Андронова «Вкус.Вкус профессиональный; вкус требовательный и артистичный; вкус традиционный ; изысканность его вкуса оставляет печать на всем, что он делает, на всей его жизни вплоть до многочисленных и своеобразных его учеников. Вкус, на мой взгляд категория не только и не столько эстетическая, но скорее этическая. И в опыте М.М.Курилко мы находим этому подтверждение».

Управление информации и рекламы Российской академии художеств






версия для печати