Всероссийская научная конференция «Победа – стиль эпохи. Академический взгляд» в Российской академии художеств

 

Министерство культуры Российской Федерации, Российская академия художеств, Отделение искусствознания и художественной критики РАХ, Российская академия художеств, НИИ теории и истории изобразительных искусств представляют Международную научную конференцию «Победа – стиль эпохи. Академический взгляд», посвященную 75-летию Победы в Великой Отечественной войны, которая пройдет 19-21 мая 2021 года в Белом зале Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, 21).
Запланирована прямая трансляции конференции на YouTube канале РАХ.

В 2020 году весь мир отмечал 75-летие окончания Второй мировой войны. Победа над фашизмом, особенно дорого давшаяся советскому народу, породила особый стиль, в т. ч. и в изобразительном искусстве, воплотивший в новых формах идею античного триумфа.
Десятилетие после окончания Великой Отечественной войны (1945–1955 гг.) выкристаллизовало зародившуюся на рубеже 1920-30-х гг. новую образную систему, основанную на классическом ордере и получившую условное наименование «сталинский ампир». Более чем полувековая дистанция, отделяющая наше время от послевоенного десятилетия, позволяет подойти к этому явлению без лишних эмоций, проанализировать его с научной точки зрения, используя искусствоведческий инструментарий.
Цель конференции «Победа – стиль эпохи. Академический взгляд» – всесторонне показать искусство второй половины 1940-х – середины 1950-х годов, в том числе его неизвестные страницы, проанализировать советское послевоенное искусство как феномен национальной культуры с исторической и стилистической точки зрения, уделив внимание как общим процессам, так и индивидуальным историям, личностям художников, работавшим в эту эпоху.
Задачи конференции: дать объективный искусствоведческий и культурологический взгляд на советское искусство 1945-1955 гг., особенно на те его страницы, которые, в силу своей драматичности и политической неоднозначности, наиболее подвержены упрощённому толкованию; выявить характерные и типические черты послевоенного стиля, представить художественно-исторический стиль 1940-х-середины 1950-х годов комплексно: архитектуру, монументально-декоративное, декоративно-прикладное и театрально-декорационное искусство, живопись, скульптуру, графику и плакат, архивные документы, фотографию и кинематограф. Конференция будет носить междисциплинарный характер.
Формы участия в конференции: очное и заочное (в форме стендового доклада или видеоролика). В рамках конференции планируется выпуск материалов в виде научного сборника. 

Модераторы конференции:
Астраханцева Татьяна Леонидовна - tatiana.astrakhantseva@gmail.com
Кейпен-Вардиц Диана-Валерьевна - diana.keypen-warditz@mail.ru
Чмырева Ирина Юрьевна - irinachmyreva@gmail.com
Контактные телефоны: 8 (495) 637-31-76; 8 (495) 637-76-79

ПРОГРАММА
Регламент выступления – 20 минут.

19 мая 2021 года (среда) Белый зал РАХ, (Москва, Пречистенка, 21)

09.45 Регистрация участников конференции
10.00 Открытие конференции
10.00 - 10.30 Приветственные слова:
Приветствие от Министерства культуры Российской Федерации
Приветствие от Президиума Российской академии художеств
Приветствие от Оргкомитета конференции

10.30 – 13.45 Утреннее заседание. Ведущий — Н.В. Толстая
Послевоенное искусство как феномен национальной культуры

Сысоев Владимир Петрович (Академик РАХ, Москва)
Человек в эпоху великих свершений и драм

Астраханцева Татьяна Леонидовна (НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ, Москва)
Процесс стилеобразования в послевоенном советском искусстве

Кейпен-Вардиц Диана Валерьевна (НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ, Москва)
А.В.Щусев и «стиль Победы»

Павлинов Павел Сергеевич (НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ, Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова, Москва)
Аллегорические панно «Мир» и «Победа» на Казанском вокзале – заключительные работы академика Е.Е. Лансере

Пластова Татьяна Юрьевна (Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова, Москва)
«Стиль Победы» в советском искусстве и стилистические тенденции в творчестве А. Пластова 1940-1950- гг. От «искусства радости» к искусству «универсальных смыслов»

Грачева Светлана Михайловна (Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, Санкт Петербург)
Ленинградская академическая школа второй половины 1940 - 1950-х годов в советском изобразительном искусстве

12.40-12.50 перерыв

12.50 продолжение докладов. Ведущий - К.Л. Лукичева
Формирование «стиля победы»

Малинина Татьяна Глебовна (НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ, Москва)
Мнемонический опыт архитектурного проектирования военных лет, направленный в будущее (к периодизации истории отечественного искусства: интерпретации и инверсии)

Бархин Андрей Дмитриевич (Архитектурная Мастерская Максима Атаянца, Москва)
Стилевые революции в отечественной архитектуре ХХ века

Гурари Марк Натанович (Академия архитектурного наследия, Совет Союза московских архитекторов по градостроительному развитию и сохранению исторической среды Москвы, Москва)
Особенности развития архитектурно-градостроительного ансамбля Москвы в периоды исторических побед Руси-России

Руцинская Ирина Ильинична (МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва)
Память жанра. Парадные портреты Сталина в образе полководца

13.45 – 14.30 перерыв

14.30- 18.00 вечернее заседание. Ведущий – Д.В. Кейпен-Вардиц
Художники-фронтовики – художники победы

Бембель Татьяна Олеговна (ИКОМ Беларуси, Минск, Беларусь)
Андрей Бембель: горельеф «9 мая 1945 года» как часть Монумента Победы в Минске

Тригалева Наталья Вассиановна (ВТОО СХР, Красноярск)
Анатолий Левитин. На войне и о войне

Тугаринов Дмитрий Никитович, академик РАХ, Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова, Москва
Вучетич, Кербель, Цигаль. И не только. Скульпторы-солдаты и скульпторы-победители

Добролюбов Петр Владимирович (Московский союз художников, Москва)
Скульпторы выпуска МИПиДИ (Московского института прикладного и декоративного искусства).1944-1950

Иньшаков Александр Николаевич (НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ, Москва)
Художники Кукрыниксы в годы войны 1941 — 1945. Война, мир и Победа

Орлов Сергей Игоревич (НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ, Москва)
Образы войны и метафоры жизни в творчестве Владимира Цигаля

16.10-16.20 перерыв

16.20 продолжение докладов. Ведущий – Д.В. Кейпен-Вардиц
Победа и большой стиль

Бальян Карен Владиленович (Международная академия архитектуры (МААМ), Москва)
«Монумент Победы» в Ереване

Бахарева Юлия Юрьевна (Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург)
«Победная архитектура» Ленинграда: в поисках стиля

Тугаринова София Дмитриевна, искусствовед (Москва)
Ансамбль высотных зданий Москвы 1940-1950-х годов – памятник Победы и апогей триумфа

Мазькова Татьяна Николаевна, искусствовед (г. Киев, Украина)
Триумфальная арка в Киеве в честь 300-летия воссоединения Украины с Россией. Конкурсные проекты

20 мая 2021 года (четверг) Белый зал РАХ (Москва, Пречистенка, 21)

10.30 – 13.30 Утреннее заседание. Ведущий – Т.Л. Астраханцева
После победы. Темы и образы в изобразительном искусстве

Шклярук Александр Федорович (РАХ, Творческий Союз художников России, Москва)
Победа и возрождение страны. Тематическая направленность советской плакатной графики 1945–1950 гг.

Чмырева Ирина Юрьевна (НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ, Москва)
Выставка «Великая Отечественная война в художественной фотографии» 1948 года. К вопросу сложения иконографии Победы в советской фотографии

Янушкина Юлия Владимировна (Институт Архитектуры и строительства Волгоградского государственного технического университета, Волгоград)
Об истоках художественной образности идеального советского города

Лебедева Мария Сергеевна (Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург)
«Тема Победы» в оформлении станций Петербургского метрополитена

12.00 -12.10 перерыв
12.10 продолжение докладов. Ведущий – Т.Л. Астраханцева
Неофициальное искусство о времени и войне: личностная интонация

Пашкова Людмила Васильевна (Ассоциация искусствоведов, Саратов)
«Помнят твой промелькнувший талант»… Художник Н.М. Гущин в годы Второй Мировой войны и после репатриации на родину

Бахтияров Руслан Анатольевич (Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица, Центр инновационных образовательных проектов, Санкт-Петербург)
Судьба ленинградской школы камерного пейзажа во второй половине 1940-х годов – творческие итоги и критическая оценка современников (на примере творчества В.В. Пакулина и Г.Н. Траугота)

Кошкина Ольга Юрьевна (Ассоциация искусствоведов, Галерея современного искусства «Матисс клуб», Санкт-Петербур)
Камерная сюита «Ленинград» Н. Е. Тимкова – простота видения русского импрессионизма»

Конечна Галина Павловна (НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ, Москва)
Николай Вечтомов. Воин и художник

13.30 – 14.15 перерыв

14.15-18.00 вечернее заседание. Ведущий - И.Ю. Чмырева
«Сложное цветение» послевоенной живописи

Резникова Ольга Иосифовна (Брянский государственный университет им. И.Г. Петровского, Брянск)
«Вопросы творчества на первый план»: к истокам профессионального становления и творческого формирования братьев Ткачевых

Панюшева Надежда Николаевна (РАХ, Управление информации, Москва)
Ия Ольхова (1915-1997). Живописец. Педагог. Творческая личность в контексте эпохи

Таежная Лидия Яковлевна (Московский колледж прикладного искусства, Москва)
Военный портрет В. Цыплакова

Горкина Алевтина Валерьевна (Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, Санкт Петербург)
Пейзаж в живописи художников-фронтовиков Ленинградской академической школы

Карпенко Ирина Александровна (Государственный музей истории Санкт-Петербурга)
Прославление подвига. Работы художников для экспозиции Музея обороны Ленинграда 1944-1949 гг.

16.50 – 17.00 перерыв

17.00 – продолжение докладов. Ведущий - И.Ю. Чмырева
Воплощение большого стиля

Дружинин Алексей Александрович (Российский государственный гуманитарный университет, Москва)
Советское панорамно-диорамное искусство послевоенного десятилетия

Соколова Ольга Михайловна (Белорусский государственный университет культуры и искусств, Минск. Беларусь)
«Воплощение стиля Победа в культурном пространстве Минска»

Васильев Николай Юрьевич (НИУ МГСУ, МГАХИ им. Сурикова)
«Триумфальный стиль» восстановленного Севастополя и проблемы охраны наследия

Овсянникова Елена Борисовна (МАРХИ, Севастопольский государственный университет)
Послевоенный Севастополь как город-сад и проблемы его сохранения как культурного наследия»

Калашников Владимир Борисович (Высшая школа экономики, Москва)
«Грузинский ампир». 1945 – 1955 гг.

21 мая 2021 года (пятница) Белый зал РАХ (Москва,Пречистенка,21)

10.30 – 14.30 Утреннее заседание. Ведущий – П.С. Павлинов
Города и школы

Айнутдинов Антон Сергеевич (Свердловское отделение Союза художников России, Екатеринбург)
Послевоенное искусство Свердловска в 1946-1955 гг.

Смирнов Антон Александрович (Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, Санкт Петербург)
Ансамбли парка Победы и Московской площади в Ленинграде

Кузеванов Виктор Сергеевич (Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, Омск)
Послевоенные проекты студентов и преподавателей Сибирской архитектурной (высшей) школы как исторический источник

12.00 -12.10 перерыв
12.10 продолжение докладов. Ведущий – П.С. Павлинов

Яковлева Елена Пантелеевна (Российский институт истории искусств, Санкт-Петербург)

Ян Цзин, искусствовед, Китайская Народная Республика, провинция Хубэй, город Хуанхуа
Китайский скульптор Цао Чуньшэн об исторической ответственности художника

Баранов Петр Леонидович (Парк «Зарядье», Москва)
Образы Великой Отечественной войны в творчестве российских художников 1940-2010-х на основе выставочных проектов

Чебодаева Маина Петровна (Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории, Республика Хакасия, Абакан, Россия)
Развитие станковой живописи в Хакасии (1940-1950-е годы)

Ковалева Инна Алексеевна (Московский государственный театральный колледж (техникум) имени Л.А. Филатова», Москва)
Жизнь советских людей в живописи послевоенного времени

13.40 – 14.25 перерыв

14.25 - 17.00 Вечернее заседание. Ведущий – Т.Л. Астраханцева
Стилевые особенности декоративного искусства послевоенного времени

Антонова Александра Петровна (Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт Петербург)
Монументально-декоративное оформление Сталинградского железнодорожного вокзала

Аладжалова Ася (Историко-культурный проект «Москва, которой нет», Москва)
Послевоенная мода в живописи Юрия Пименова

Коновалова Наталья Евгеньевна (Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Рыбинск)
Время победителей и его отображение в изделиях Первомайского фарфорового завода

Юдин Михаил Олегович (НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ, Москва)
Символы победы на предметах второй половины 1940-х гг. из коллекции ВМДПНИ

Астраханцева Татьяна Леонидовна (НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ, Москва)
Послевоенный «вазовый стиль». Опыт интерпретации

Заключительные слова организаторов конференции

Стендовые доклады:
Морозов Игорь Вячеславович (Белорусский государственный университет культуры и искусств, Минск, Беларусь)
Искусство – Победе: социо-культурологический контекст

Орлов Владимир Сергеевич (Санкт-Петербургский государственный университет, факультет свободных искусств и наук, Санкт Петербург)
Между триумфом и катастрофой: эстетические противоречия в изображении победы в военных музыкальных произведениях С. Прокофьева

Соломонова Алина Алексеевна (Военно-космическая академия им. Можайского, Санкт Петербург)
Поэтика военной медицинской прозы (на примере трилогии «Дорогой мой человек» Юрия Германа и роман «Спутники» Веры Пановой)

Саутина Наталия Ивановна (Центр научных учреждений РАХ, Санкт-Петербург)
Стиль Победы» как художественно-идеологическая составляющая решения экспозиционных задач

Старостенко Юлия Дмитриевна (НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства (Филиал ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России»), Москва)
Советская архитектура второй половины 1940-х – первой половины 1950-х годов: между уникальностью и массовостью

Хисамутдинова Регина Олеговна (Российский государственный гуманитарный университет, Москва)
Забытый художник - послевоенные портреты М.Л. Анчарова.

19-21 мая 2021 года во время проведения конференции будет проходить выставка «Благодарное поколение». Графика и фотоколлажи Анатолия Семёнова






версия для печати