Всероссийская научная конференция «Император Александр III и искусство его времени». Прием заявок

 

Всероссийская научная конференция «Император Александр III и искусство его времени» в честь 175-летия со дня рождения Царя-Миротворца и 130-летия учреждения им комиссии по реформированию Императорской Академии художеств


Конференция состоится в Белом зале Российской Академии художеств (Москва, ул. Пречистенка, д. 21) 23 ноября 2020 года с 11.00 до 18.00.

Конференция организована Отделением архитектуры Российской академии художеств (академик-секретарь Отделения, заслуженный архитектор РФ О.А. Кошкин), председатель организационного комитета, академик РАХ Ю.Р. Савельев.

Заявки на участие в конференции (фамилия, имя, отчество, место работы, должность, ученая степень, название доклада) просим направлять Савельеву Юрию Ростиславовичу (art_1757@mail.ru) и Златиной Злате Васильевне (zlata_zlatina@rah.ru) до 5 октября 2020 года.

10 марта 2020 г. исполнилось 175 лет со дня рождения императора Александра III, с именем которого связан наивысший расцвет русского искусства в XIX веке, который был вызван государственной политикой в области культуры, направленной на всемерное покровительство талантам во всех областях творческой деятельности. В эти годы крупнейшая в мире государственная организация театрального искусства, – Дирекция императорских театров, – осуществляет постановки всемирно известных опер и балетов, император лично оказывал покровительство русской балетной школе, талантливым композиторам, художникам и театральным деятелям. Петербургские и московские музеи – Русский музей императора Александра III, Музей изобразительных искусств императора Александра III и Исторический музей императора Александра III носили его имя, будучи созданы по его идее или при его покровительстве. При поддержке императора возник Севастопольский музей, ныне Музей Черноморского флота. С его именем связана постановка в стране десятков памятников историческим личностям, возведение нескольких тысяч православных храмов и монастырей, в закладке многих из которых он принимал участие. Он последовательно покровительствовал развитию архитектурных и художественных школ и особенно расцвету русского стиля, который выражал главную идею его правления – всемерное развитие творческих сил и способностей народов многонациональной империи.

Достижения в художественной области были представлены на Всероссийских и международных выставках, где русские художники и промышленники получали высшие награды.

Международное признание заслуг Александра III связано со строительством Транссибирской магистрали, соединившей столицу с Владивостоком, и союз с Францией, определивший баланс сил в Европе. Эти события европейской истории запечатлены в создании Моста Александра III в Париже и памятников Александру III в Петербурге П. Трубецкого и в Иркутске Р. Баха.

С именем Александра III связан наиболее плодотворный период в истории Академии художеств XIX века, когда ее возглавлял брат и единомышленник императора. По признанию современников «время президентства великого князя Владимира Александровича составляет наиболее славную эпоху в жизни и истории Императорской Академии художеств» (С.Н. Кондаков).

Реформа Академии 1893 года способствовала ее демократизации и избранию наиболее талантливых и известных художников, скульпторов и зодчих. По новому уставу, на Академию возлагалось «поддержание, развитие и распространение искусства в России». В области академического покровительства находились провинциальные художественные музеи, в которые передавались произведения искусства, была создана общероссийская система начального и среднего художественного образования.

В конце XIX – начале ХХ века в стенах Академии художеств было воспитано новое поколение мастеров искусств, у которых учились художники ХХ века, создававшие произведения уже советского периода русского искусства.

Известными деятелями культуры – Л.Н. Бенуа, А.В. Праховым, А.П. Боголюбовым, С.Д. Шереметевым и многими другими, – были опубликованы статьи и воспоминания об Александре III. Член Совета Академии художеств Н.В. Султанов писал: «Подобные личности являются достоянием не настоящего, а будущего и даже отдаленного будущего. <…> Такие мощные тиходумы, каков был покойный Государь, совсем неосязуемы для современников, в особенности для современников чуждого им направления: значение таких личностей всплывает только потом, когда человечество может оглянуться назад, увидеть их в должной исторической перспективе и дать себе отчет в том влиянии, которое они оказали на последующие события»

Отделение архитектуры РАХ



версия для печати