Члены РАХ вошли в экспертный совет по вопросам реставрации картины П.А. Сведомского «Казнь Ермака» из собрания Сарапульского музея-заповедника

 

12 июля 2022 года с деловым визитом в Сарапульском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике побывали академик РАХ Владимир Анисимов, член-корреспондент РАХ Ольга Яушева, заведующий отделом реставрации и консервации памятников Игорь Бородин и художник-реставратор станковой масляной живописи Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина Николай Колесников. Эксперты выразили заинтересованность в реставрации картины «Казнь Ермака» Павла Сведомского, находящегося в собрании музея.
Долгие годы масштабное полотно хранится в фондах городского музея на валу. Сотрудники, проработавшие в музее десятки лет, об этом предмете имели представление только по изображению на почтовой открытке, напечатанной еще до революции. Самостоятельно раскрывать произведение специалисты не могли. По музейным правилам подобные операции проводятся под руководством только опытных реставраторов. Именно в этом качестве и выступили гости из Москвы. Они сделали эскиз нового вала, большего по диаметру для дальнейшего хранения полотна. В марте огромных холст расстелили на приготовленной основе в одном из залов музея, обнаружив, что состояние картины находится в удовлетворительном состоянии. Специалисты отметили, что необходимо провести укрепление некоторых фрагментов и выразили готовность помочь музею в дальнейшей реставрации.
В июле в присутствии начальника Управления культуры, спорта и моложенной политики города Сарапула Игоря Манылова, членов экспертно-фондовой комиссии музея и приглашенных специалистов картина была вновь развернута. Сотрудники Пушкинского музея провели визуальный осмотр и фотофиксацию фрагментов полотна. Специалистами был озвучен предварительный план реставрационных работ.
Когда-то картина «Казнь Ермака» положила начало формированию коллекции живописи. В 1909 году от имени учредителей музея было написано письмо художнику Александру Сведомскому, чье имение находилось рядом с Сарапулом. Александр Сведомский откликнулся на просьбу. В декабре 1909 года в местной газете «Прикамская жизнь» появилась заметка «Картина Сведомских в Сарапуле»: «В Сарапульский земский музей пожертвована А.А.Сведомским неоконченная картина покойного брата Павла Александровича. Сюжет картины – пленник, привязанный к дереву и расстреливаемый толпой детей под руководством старших. Судя по деревянным идолам, там и сям разбросанным среди пейзажа, действие происходит, быть может, в доисторическое время. Нижняя часть картины наименее отделана и частью набросана. Громадные размеры картины не позволяют пока выставить ее в помещении музея. Пользуясь случаем напомнить публике, что хотя с именем братьев Сведомских каждый интересующийся искусством, неразрывно связывает представление об античной жизни под голубым небом Италии, на берегу сверкающего красками Средиземного моря, но мало кто, кроме лиц специально занимающихся историей русской живописи, знает, что эти блестящие художники – уроженцы унылого севера. Их родовое имение Михайловский завод находится в 30 верстах от Сарапула, в глуши Осинского уезда».
Творчество художников братьев Сведомских представлено в экспозиции Сарапульского музея несколькими работами: «Прибой», «Трубка», «Голова Богоматери», «Мужской портрет», «Вечер». Художники получили блестящее художественное образование в Европе, овладели всеми тайнами академического искусства, успешно выставлялись на выставках, имели успех, награды и известность. Возвратившись в Россию, Павел Сведомский обратился к темам русской истории и быта. В Михайловском имении, где была обустроена большая мастерская, им были созданы картины «Юродивый», «Бедная невеста», «Казнь Ермака».

Текст и фото: пресс-служба Сарапульского музея-заповедника.
Управление информации (пресс-служба) РАХ






версия для печати