VI Толстовские чтения «Искусство в Советском Союзе: типологические и концептуальные аспекты» в РАХ

 

Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств  приглашает принять участие в Международной научной конференции VI Толстовские чтения «Искусство в Советском союзе: типологические и концептуальные аспекты». К 100-летию создания СССР и 75-летию НИИ теории и истории изобразительных искусств Академии художеств СССР, которая пройдет 21 и 22 декабря 2022 года в Белом зале Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, 21). Толстовские чтения – ежегодная конференция НИИ РАХ, посвященная памяти двух сотрудников НИИ РАХ – Андрея Владимировича и Владимира Павловича Толстых, двух ярких искусствоведов, каждый из которых открыл свою тему в истории отечественного искусствознания.
В 2022 году тема Толстовских чтений звучит как «Искусство в Советском Союзе: типологические и концептуальные аспекты», поскольку несуществующему уже государственному образованию – Союзу Советских социалистических республик – исполняется 100 лет. По меркам всемирной истории юбилей скромный, но за 70 лет существования Советского Союза и 30 лет, прошедших после его распада, и само искусство, и отношение к нему в обществе менялись радикально. Некоторая, пусть небольшая историческая дистанция, которая отделяет нас от недавнего прошлого, возможно, не позволяет пока составить объективную картину того, что называется советским искусством, но уже может дать возможность охватить этот период, имеющий ясные хронологические границы.
Посвятив очередную, уже шестую конференцию «Толстовские чтения» искусству Советского Союза, организаторы призывают не только обратить внимание на отдельные явления, имена, произведения, но и попытаться более широко всмотреться в эпоху, в смену ориентиров и идеалов на протяжении этого века, когда флюгер политических изменений порой коренным образом менял культурную политику советского государства. Подзаголовок названия конференции – «мейнстрим и андеграунд» задает дихотомию или, скорее амбивалентность существования художника в общественном здании СССР. Иногда, как это ни парадоксально, был возможен переход из мейнстрима в андеграунд. В постсоветские годы мы видели массу примеров и противоположного перехода, когда творцы, которых советское государство считало маргиналами, в одночасье становились звездами и, соответственно, превращались в художественный истеблишмент.




21 декабря 2022, 11:00–13:30 утреннее заседание
11:00–11:15 – Приветствия
НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ. Страницы истории
Тюхменева Е.А., ведущий научный сотрудник НИИ РАХ – Отдел русского искусства
Исаев П.Н., старший научный сотрудник НИИ РАХ – Отдел словаря художников
Федотова Е.Д., академик РАХ, зав. отделом зарубежного искусства – Отдел зарубежного искусства
Орлов С.И., член-корреспондент РАХ, ведущий научный сотрудник НИИ РАХ – Отдел ХХ века
Сопоцинская А.О., старший научный сотрудник НИИ РАХ – Отдел критики
Казакова Л.В., академик РАХ, главный научный сотрудник НИИ РАХ – Отдел декоративного искусства
Холмогорова О.В., старший научный сотрудник НИИ РАХ – Отдел монументального искусства

21 декабря 2022, 13:30–18:00 дневное заседание

Слеп Дарья Вадимовна, аспирант факультета искусствоведения Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова
«Роль журнала «Русское искусство» (1923) в художественной жизни молодого советского государства»

Синявина Наталья Владимировна, доктор культурологии, профессор кафедры культурологии Московского государственного института культуры, профессор кафедры мировой культуры Московского государственного лингвистического университета
Советское искусство 1920–1930-х гг. как инструмент конструирования образа нового мира и человека

Шклярук Александр Федорович, искусствовед, художественный критик, почётный член РАХ
«Левый марш» советского политического плаката. 1922–1936»

Пластова Татьяна Юрьевна, кандидат филологических наук заведующая кафедрой гуманитарных наук МГАХИ имени В.И. Сурикова
Художники Масловки – конец 1920-х-1930-е годы. Стилистика и идеология

Сафонова Наталия Вячеславовна, младший научный сотрудник Института востоковедения РАН, Центр изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья
Ориенталистские тенденции в советских плакатах довоенного периода

Юрасовская Надежда Михайловна, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник НИИ РАХ
Русский след в изобразительном искусстве ар-деко

Рымшина Елена Николаевна, хранитель I категории отдела графики XVIII–начала ХХ века Государственной Третьяковской галереи
«Швейцарская школа» в российском послевоенном графическом дизайне

22 декабря 2022, 11:00–14:00 утреннее заседание

Маслова Юлия Валерьевна, главный специалист ИАДИПС Российского государственного архива научно-технической документации (РГАНТД)
«Житие» Гагарина в интерпретации художников Палеха

Жданова Ульяна Анатольевна, главный архитектор проекта отдела реставрации и приспособления Проектно-конструкторского бюро ГУП «Московский метрополитен»
«Подземные дворцы и дружба народов». Отражение национальной политики СССР в декоре станций Московского метрополитена

Маевская Марианна Евгеньевна, старший научный сотрудник НИИТИАГ, руководитель направления «Архитектура города» ИОН РАНХиГС
Монументальные мозаики советской архитектуры 1960х-1980х как предтечи масштабного мурализма в пространстве российских городов XXI века

Терехович Марина Леонидовна, искусствовед, член правления АИС
Наследие советского монументально-декоративного искусства. Каталог произведений второй половины ХХ века

Жаренова Элеонора Александровна, художник-монументалист, академик РАХ,
Москвитина Варвара Александровна, художник-монументалист
Проблемы авторства монументальных произведений советской эпохи

Юшкова Ольга Артуровна, кандидат искусствоведения, заведующий отделом художественной критики НИИ РАХ
Судьба тезиса «национальное по форме, социалистическое по содержанию» в советском искусстве

Антонова Александра Петровна, ведущий специалист учебного управления Санкт-Петербургского государственного университета
Выставка молодых московских художников в Ленинграде, ноябрь 1962 г.

Томсон Ольга Игоревна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры русского искусства ФТИИ Академии художеств им. Ильи Репина
Ленинградский стиль промграфики 60-80-х годов

22 декабря 2022, 14:00–18:00 дневное заседание

Лукичева Красимира Любеновна, кандидат искусствоведения, заместитель директора НИИ РАХ
К вопросу о постмодернизме в советской и постсоветской культуре

Спиридонова Василина Андреевна, аспирант Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина
Ленин-символ: интерпретации образа вождя в отечественной живописи второй половины ХХ века

Флорковская Анна Константиновна, доктор искусствоведения, заведующий Отделом искусства XX-XXI века НИИ РАХ
Религиозная тема в изобразительном искусстве Советского Союза

Иньшаков Александр Николаевич, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник НИИ РАХ
«Юбилейная эра». Советское искусство 1970-х годов

Чмырева Ирина Юрьевна, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник НИИ РАХ
Наследие советского фотографического авангарда на международных художественных выставках 1980-х годов: причины появления и значение для развития отечественного искусства фотографии

Безенкова Мария Викторовна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры киноведения Всероссийского Государственного Университета кинематографии им. С.А. Герасимова (ВГИК)
Интерпретация канонов соцреалистического кинематографа в постсоветском пространстве исторического фильма.

Ильясова Разиля Ирековна,
старший научный сотрудник Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан, старший преподаватель Казанского (Приволжского) Федерального университета
Позднесоветское искусство Татарстана (1960-1990): авангардистские тенденции.

Резникова Ольга Иосифовна, старший преподаватель Брянского государственного университета имени академика И. Г. Петровского
Сотворчество неотделимое от времени

Кошкина Ольга Юрьевна, кандидат искусствоведения, искусствовед галереи современного искусства «Матисс клуб»
Эрмитажный эксперимент – явление художественной жизни Ленинграда–Санкт-Петербурга второй половины ХХ века. К творческому наследию Г.Я. Длугача

Дополнительная информация. e-mail: nii-arts@yandex.ru; тел.: +7 (495) 637-31-76.
Фоторепортаж: пресс-служба РАХ






версия для печати