Доклады в рамках Научного семинара по древнерусскому и церковному искусству в РАХ. Март-июнь 2023 г.
Отделение искусствознания и художественной критики, НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств приглашают принять участие в Научном семинаре по древнерусскому и церковному искусству. Заседания проходят в смешанном формате: в Белом зале Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, 21) и онлайн с прямой трансляцией на сайте и Youtube-канале РАХ. Вход на очное мероприятие свободный, без предварительной регистрации.
23 марта 2023 года, в 16:00. Доклад «Монументальные проекты школы "Ярославская икона"»
Докладчик: Надежда Николаевна Мухина, кандидат искусствоведения, академик Российской академии художеств, заместитель начальника Научно-организационного управления РАХ.
Анонс: 12 мая 2023 года исполняется 30 лет со дня освящения Святейшим Патриархом Алексием Вторым Школы «Ярославская икона», которая была создана ведущим современным художником-монументалистом, лауреатом Государственной премии РФ, Народным художником РФ, членом Президиума и академиком Российской академии художеств Николаем Александровичем Мухиным. Доклад будет посвящен истории основания и деятельности Школы, основным монументальным проектам выполненным художниками Школы и Н.А. Мухиным за эти годы в православных храмах в нашей стране и за рубежом.
17 апреля 2023 года, в 16:00. Доклад «Реставрация иконостаса Боголюбской церкви Высоко-Петровского монастыря»
Докладчик: Арсений Владимирович Скворцов-Питерский, аспирант Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, преподаватель Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, искусствовед ООО «Вифания».
Анонс: Доклад посвящён воссозданию иконостаса Боголюбской церкви Высоко-Петровского монастыря, одному из этапов реставрации храма, которая приурочена к 350-летию рождения Петра I. Данный храм начали строить в 1684 году, безусловно Пётр I не мог по малолетству быть инициатором строительства, им, по всей видимости, была вдовствующая царица Наталья Кирилловна, а сам храм стал усыпальницей для представителей рода Нарышкиных почти на столетие. Иконостас и комплект икон к нему был создан мастерами Оружейной палаты Московского Кремля. Он был полностью утрачен в 1930-е годы и сохранившиеся источники не создают полного представления об этом иконостасе. На примере этого памятника будут проанализированы некоторые проблемы создания новых произведений церковного искусства на памятниках культурного наследия, в исторических интерьерах.
В ХХ веке далеко не все храмы были музеефицированы или использовались так, чтобы не наносить им ущерб. При этом храмы и их наполнение являются частью исторической среды и культурного наследия вне зависимости от политического контекста. Когда во второй половине ХХ века данное обстоятельство стало учитываться, научное сообщество обратило внимание на памятники XVII-XIX вв. В результате данных изменений многие храмы Москвы начали реставрироваться. Однако реставрация по большей части ограничивалась воссозданием внешнего вида здания, на конец ХХ и начало ХХI века пришлось множество работ по воссозданию интерьеров. Предлагается на примере реставрируемого памятника, Боголюбской церкви Высоко-Петровского монастыря, познакомиться с типичной судьбой утраты частей интерьера памятника, проблемами его воссоздания.
28 июня 2023 года, в 16:00. Доклад «Модерн в русской иконе»
Докладчики – кураторы одноименной выставки в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева:
Светлана Витальевна Гнутова, кандидат искусствоведения, главный научный сотрудник ФГБУК «Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева»;
Жанна Григорьевна Белик, кандидат искусствоведения, заведующая отделом экспертизы и искусствоведческих заключений ФГБУК «Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева».
Анонс: Хронологически стиль модерн охватывает период с последней четверти XIX до первых двух десятилетий XX века. Эпоха модерна отличается стилевым разнообразием, часто в памятниках соседствуют и переплетаются элементы разных стилей. Художественные особенности модерна характерны и узнаваемы: повышенная декоративность, внимание к линии и цвету, наряду с симметрией часто используется асимметрия. Стилеобразующую структуру модерна во многом определяют орнаменты. На примере конкретных памятников попробуем разобраться в стилистических особенностях этого последнего «большого стиля», проявившихся в русском церковном искусстве.
В 2021 году циклу научных семинаров Отдела древнерусского и церковного искусства РАХ исполнилось 20 лет. Их бессменный научный руководитель - Анна Вадимовна Рындина, доктор искусствоведения, профессор, академик Российской академии художеств, Заслуженный деятель искусств РФ.
По всем вопросам обращайтесь по адресу: art-rah@mail.ru, советник Отделения искусствознания и художественной критики Романова Елена Олеговна