Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
ЭКСПЕРТИЗА


ЭКСПЕРТИЗА (фр.
expertise, от лат. expertus опытный) исследова­ние и оценка художественного про­изведения, требующая специальных знаний и исследований; состоит из трех частей: атрибуции (искусство­ведческой Э.), технико-технологиче­ской и маркетинговой (рыночной) Э. Задачей атрибуции (визуаль­ной) является в первую очередь оп­ределение авторства и периода испол­нения работы в рамках творчества конкретного мастера, а при невоз­можности этого эпохи, страны, предполагаемого круга художников или художественной школы. При этом используются историко-архив­ные изыскания, иконографический и стилистический анализ. В связи с постоянно расширяющейся и инду­стрией подделок на одно из первых мест выдвигается задача определения подлинности, т. е. соответствия со­знательно приписываемого или пред­полагаемого авторства истинному.


Технико-технологи­ческая
Э. проводится реставра­торами, рентгенологами, химиками, графологами, а при необходимо­сти представителями других точных наук. В их задачу входит опре­деление с помощью специальной ап­паратуры сохранности и подлинно­сти произведения путем анализа кра­сок, холста, лака, манеры нанесения мазков и других технических деталей, характеризующих конкретный инди­видуальный художественный почерк (это, в частности, позволяет сделать сопоставление рентгенограмм), есте­ственности кракелюра и прочих при­знаков старения. Э. дает возможность выявлять первоначальный вид произ­ведения, а также поздние неавтор­ские вмешательства (реставрации, за­писи, дописки, наведенные позже поверх оригинального красочного слоя и лака подписи, монограммы, даты и пр.). Применяются различные методы анализа, самыми распростра­ненными из которых являются рент­генологическое исследование,иссле­дование в инфракрасных и ультрафи­олетовых лучах и микрохимический и спектральный анализы. При Э. из­делий ювелирного и декоративно-прикладного искусства к традицион­ным задачам эксперта добавляется оп­ределение подлинности клейм, штам­пов, проб, личных печатей мастера, химического состава металлов, ка­чества камней и их массы в каратах. Окончательный вывод об авторстве, подлинности и художественной цен­ности произведения делается на ос­новании сопоставления результатов атрибуции и технико-технологиче­ской Э. Опираясь на точную атрибу­цию и заключение о безусловной подлинности, возможно проводить маркетинговую Э., дающую достаточно точное представление о рыночной стоимости произведения на момент Э. Маркетинговая Э. прово­дится на основании изучения данных о мировой рыночной конъюнктуре произведений данного автора, стиля, эпохи в текущем сезоне с учетом особенностей регионального рынка (см. Индекс) и конкретных художе­ственных и прочих достоинств и не­достатков произведения. В странах с развитым художественным рынком эксперт несет личную ответствен­ность перед законом. Правом выда­вать экспертные заключения (сертификаты) обладает ограничен­ный круг специалистов, имеющих лицензию и личную печать.

ЭДИКУЛА ЭЙВАН ЭКЛЕКТИЗМ ЭКЛЕКТИКА ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА ЭКОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ ЭКОРШЕ ЭКСЕДРА ЭКСЛИБРИС ЭКСПЕРТИЗА ЭКСПЛИКАЦИЯ ЭКСПОЗИЦИЯ ЭКСПОНАТ ЭКСПОНЕНТ ЭКСПРЕССИОНИЗМ ЭКСПРЕССИЯ ЭЛЛИНИЗМ ЭЛЛИПТИЧЕСКАЯ АРКА ЭМАКИМОНО ЭМАЛЬ ЭМБЛЕМА ЭМПОРЫ ЭНВАЙРОНМЕНТ ЭНКАУСТИКА ЭНТАСИС ЭПИГРАФИКА ЭПИСТИЛЬ ЭПИЧЕСКОЕ ЭРКЕР ЭРРЕРЕСКО ЭСКИЗ ЭСКИЗНОСТЬ ЭСТАМП ЭСТЕТИЗМ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТА­НИЕ ЭСТИПИТЕ ЭТИКЕТАЖ ЭХИН ЭТЮДНИК