ХРАМ
ХРАМ (греч. templon, лат. templum, фр. и англ. temple, нем. Tempel) — архитектурное сооружение, используемое для богослужения приверженцами любой веры (языческое святилище, молитвенный зал, церковь, мечеть, кумирня, часовня и т. д.). Строительству X. предшествовали алтари на открытом воздухе, где приносились жертвы божеству (упоминаются в Ветхом Завете и в поэмах Гомера). Но и стремление создать особое пространство для священнодействия свойственно человеку с древнейших времен (следы ритуальных действий есть в пещерах палеолита). Древнейшие культовые постройки относятся к неолиту (Чатал-Хююк в Малой Азии, Иерихон в Палестине, VII— VI тыс. до н. э.). К IV тыс. до н. э. относятся первые X. Месопотамии («Белый храм» в Уруке, Шумер), к III тыс. до н. э. — ранние египетские храмовые комплексы (с многоколонными залами и дворцами) и зиккураты (в Уре, Шумер), во II тыс. до н. э. возникли храмовые ансамбли Эгейского мира (Като-Закро на Крите, ок. 1500 до н. э.); в I тыс. до н. э. построены X. Соломона в Иерусалиме (958—957 до н. э.), ранние Х.-молельни Индии (чайтья) и китайские каменные залы («шиши») при гробницах. Своеобразными X. на открытом воздухе были комплексы мегалитов III—II тыс. до н. э. (крупнейший — Стоунхендж в Англии).
Античный X. считался жилищем бога и хранилищем принесенных ему даров. Функциональным ядром X. было святилище (наос, целла) с изображением божества (или его символа) и столом для даров; в X. находился жертвенник с вечным огнем, в подземном помещении (крипте) хранились храмовые святыни. Простейший тип X. (храм в антах) повторял композицию жилого дома (мегарона), простиль имел портик перед торцом X., амфипростиль — портики перед обоими торцами; в периптере колоннада окружала X. (X. Зевса в Олимпии, 468—456 до н. э.; Парфенон в Афинах, 447—438 до н. э., т. н. Х Посейдона в Пестуме, 2-я четв. 5 в. до н. э.). В Древней Греции и Древнем Риме каждый X. посвящал ся одному божеству: Зевсу в Олимпии, Аполлону в Коринфе и Дельфах, Деметре в Элевсине, однако в Риме был построен «X. всех богов» (Пантеон, ок. 125).
Распространение христианства в 3—4 вв. принесло свою типологию храмовых сооружений. Различались соборы, храмы, посвященные апостолам, пророкам, христианским мучекикам, приходские и кладбищенские Х., а также монастырские церкви; X. имели западную, входную часть — притвор (нартекс), центральное пространство для молящихся, восточное алтарное пространство с вимой и солеей (в православных X.), с пресбитерием и хором (в западных X.). Непременной частью христианского X. является колокольня, вводимая в композицию X. или выстроенная от дельно. Древние христианские X. имели форму базилики, вытянутой с запада на восток, с тремя нефами разной высоты и плоским покрытием. После раздела западной и восточной церквей католическая церковь предпочла базилику с пересечением нефов трансептом (план латинского креста), православная — купольную базилику и центрическое купольное здание (план греческого креста). Западная типология достигла вершины в X. романского стиля (Михаэльскирхе в Хильдесхайме, 1001—1033) и готики (собор Нотр-Дам в Реймсе, 1211—1311), восточная типология — в великолепных памятниках Византии (собор св. Софии в Константинополе, 532—537) и Руси (Софийский собор в Киеве, заложен в 1037). С эпохи Возрождения в Европе и с 18 в. в России устанавливается новая традиция ордерного крестово-купольного и базиликального зодчества (собор св. Петра в Риме, 1506—1614, Казанский собор в Санкт-Петербурге, 1801—1811); в 19—20 вв. частично восстанавливаются ранние традиции, но вырабатываются и новые типы X. в формах модерна и «современной архитектуры».
Вне Европы в I тыс. и 1-й пол. II тыс. сооружались мощные храмовые комплексы народов Древней Америки (майя, тольтеки, ацтеки, инки), в Азии необычайно разнообразны ансамбли индуистских и буддийских X. Индии и Юго-Вост. Азии, ламаистских X. Тибета, Монголии, Бурятии, Калмыкии, замечательные ансамбли X., соединенные с парками, павильонами, галереями, возникли за многие века в Китае, Корее, Японии. Специфический тип мусульманского храма — мечеть (строились с 7— 8 вв.) различаются купольный тип (Куббат ас-Сахра в Иерусалиме, 687—691), колонный тип (мечеть в Кордове, начата в 785), айванный тип (Шахская мечеть в Исфахане, 1612—1630) со сводчатыми нишами — айванами. Общие признаки X. разных конфессий — святилище (алтарь, ступа, михраб), места для священнослужителей и для молящихся.
Храм Древнеримский храм “Мезон карре” в Ниме (Франция) Кон 1 в. до н. э. — нач. 1 в. н. э. Типы древнегреческих храмов: 1. храм в антах, 2. храм в антах (двусторонний), 3. простиль, 4. амфипростиль, 5. периптер, 6. диптер, 7. Псевдодиптер План крестово-купольного православного храма: 1. иконостас, 2. вима, 3. апсиды, 4. Царские врата, 5. боковые нефы, 6. средокрестие, 7. придел, 8. притвор
|
|
ХАДАК
ХАЙГА
ХАЙ-ТЕК
ХАММАМ
ХАН
ХАН
ХАНАКА
ХАНИВА
ХАРАМ
ХАРАМЛИК
ХАРИМ
ХАРМИКА
ХАТАИ
ХАТОРИЧЕСКАЯ КОЛОННА
ХАТТ МАНСУБ
ХАУЗ
ХАЧКАР
ХАШАН
ХЕПЛУАЙТ
ХЁМОН
ХИАЗМ
ХИЙД
ХИМЕРА
ХИРАНИВА
ХОЛМОГОРСКАЯ РЕЗНАЯ КОСТЬ
ХОЛОДНЫЙ ЦВЕТ
ХОЛСТ
ХОЛУЙСКАЯ МИНИАТЮРА
ХОР
ХОРОМЫ
ХОРОС
ХОРУГВЬ
ХОРЫ
ХОТЬКОВСКАЯ РЕЗЬБА ПО КОСТИ
ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ
ХРАМ
ХРАМ В АНТАХ
ХРИСОЭЛЕФАНТИННАЯ СКУЛЬПТУРА
ХРОМАТИЗМ
ХРОМОЛИТОГРАФИЯ
ХРУСТАЛЬ
ХУА-НЯО
ХУДЖРА
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ДАРОВАНИЕ
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РЫНОК
ХУДОЖНИК
ХУРДЭ
ХУРЭ
ХЭППЕНИНГ
|