Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
ХРАМ


ХРАМ (греч.
templon, лат. templum, фр. и англ. temple, нем. Tempel) — архитектурное сооружение, использу­емое для богослужения приверженца­ми любой веры (языческое святили­ще, молитвенный зал, церковь, ме­четь, кумирня, часовня и т. д.). Стро­ительству X. предшествовали алта­ри на открытом воздухе, где прино­сились жертвы божеству (упоминают­ся в Ветхом Завете и в поэмах Гоме­ра). Но и стремление создать особое пространство для священнодействия свойственно человеку с древнейших времен (следы ритуальных действий есть в пещерах палеолита). Древней­шие культовые постройки относятся к неолиту (Чатал-Хююк в Малой Азии, Иерихон в Палестине, VII— VI тыс. до н. э.). К IV тыс. до н. э. относятся первые X. Месопотамии («Белый храм» в Уруке, Шумер), к III тыс. до н. э. ранние египетские храмовые комплексы (с многоколон­ными залами и дворцами) и зиккура­ты (в Уре, Шумер), во II тыс. до н. э. возникли храмовые ансамбли Эгейского мира (Като-Закро на Крите, ок. 1500 до н. э.); в I тыс. до н. э. постро­ены X. Соломона в Иерусалиме (958—957 до н. э.), ранние Х.-молель­ни Индии (чайтья) и китайские ка­менные залы («шиши») при гроб­ницах. Своеобразными X. на откры­том воздухе были комплексы мегали­тов III—II тыс. до н. э. (крупней­ший Стоунхендж в Англии).


Античный X. считался жилищем бога и хранилищем принесенных ему даров. Функциональным ядром X. было святилище (наос, целла) с изо­бражением божества (или его симво­ла) и столом для даров; в X. находил­ся жертвенник с вечным огнем, в под­земном помещении (крипте) храни­лись храмовые святыни. Простейший тип X. (храм в антах) повторял ком­позицию жилого дома (мегарона), простиль имел портик перед торцом X., амфипростиль портики перед обоими торцами; в периптере колон­нада окружала X. (X. Зевса в Олим­пии, 468—456 до н. э.; Парфенон в Афинах, 447—438 до н. э., т. н. Х Посейдона в Пестуме, 2-я четв. 5 в. до н. э.). В Древней Греции и Древнем Риме каждый X. посвящал ся одному божеству: Зевсу в Олим­пии, Аполлону в Коринфе и Дель­фах, Деметре в Элевсине, однако в Риме был построен «X. всех богов» (Пантеон, ок. 125).


Распространение христианства в 3—4 вв. принесло свою типологию храмовых сооружений. Различались соборы, храмы, посвященные апостолам, пророкам, христианским муче­кикам, приходские и кладбищенские Х., а также монастырские церкви; X. имели западную, входную частьпритвор (нартекс), центральное про­странство для молящихся, восточное алтарное пространство с вимой и  солеей (в православных X.), с пре­сбитерием и хором (в западных X.).  Непременной частью христианского  X. является колокольня, вводимая в  композицию X. или выстроенная от­ дельно. Древние христианские X.  имели форму базилики, вытянутой с  запада на восток, с тремя нефами разной высоты и плоским покрыти­ем. После раздела западной и восточной церквей католическая церковь предпочла базилику с пересечением нефов трансептом (план латинско­го креста), православная куполь­ную базилику и центрическое куполь­ное здание (план греческого креста). Западная типология достигла верши­ны в X. романского стиля (Михаэльс­кирхе в Хильдесхайме, 1001—1033) и готики (собор Нотр-Дам в Реймсе, 1211—1311), восточная типологияв великолепных памятниках Визан­тии (собор св. Софии в Константи­нополе, 532—537) и Руси (Софий­ский собор в Киеве, заложен в 1037). С эпохи Возрождения в Европе и с 18 в. в России устанавливается новая традиция ордерного крестово-куполь­ного и базиликального зодчества (со­бор св. Петра в Риме, 1506—1614, Казанский собор в Санкт-Петербур­ге, 1801—1811); в 19—20 вв. частич­но восстанавливаются ранние тради­ции, но вырабатываются и новые типы X. в формах модерна и «совре­менной архитектуры».


Вне Европы в I тыс. и 1-й пол. II тыс. сооружались мощные храмо­вые комплексы народов Древней Аме­рики (майя, тольтеки, ацтеки, инки), в Азии необычайно разнообразны ан­самбли индуистских и буддийских X. Индии и Юго-Вост. Азии, ламаистс­ких X. Тибета, Монголии, Бурятии, Калмыкии, замечательные ансамбли X., соединенные с парками, павиль­онами, галереями, возникли за мно­гие века в Китае, Корее, Японии. Специфический тип мусульманского храма мечеть (строились с 7— 8 вв.) различаются купольный тип (Куббат ас-Сахра в Иерусалиме, 687—691), колонный тип (мечеть в Кордове, начата в 785), айванный тип (Шахская мечеть в Исфахане, 1612—1630) со сводчатыми ниша­ми айванами. Общие признаки X. разных конфессий святилище (ал­тарь, ступа, михраб), места для свя­щеннослужителей и для молящихся.


Храм Древнеримский храм “Мезон карре” в Ниме (Франция) Кон 1 в. до н. э. нач. 1 в. н. э. Типы древнегреческих храмов: 1. храм в антах, 2. храм в антах (двусторон­ний), 3. простиль, 4. амфипростиль, 5. периптер, 6. диптер, 7. Псевдодиптер План крестово-купольного право­славного храма: 1. иконостас, 2. вима, 3. апсиды, 4. Царские врата, 5. боковые нефы, 6. средокрестие, 7. придел, 8. притвор

ХАДАК ХАЙГА ХАЙ-ТЕК ХАММАМ ХАН ХАН ХАНАКА ХАНИВА ХАРАМ ХАРАМЛИК ХАРИМ ХАРМИКА ХАТАИ ХАТОРИЧЕСКАЯ КОЛОН­НА ХАТТ МАНСУБ ХАУЗ ХАЧКАР ХАШАН ХЕПЛУАЙТ ХЁМОН ХИАЗМ ХИЙД ХИМЕРА ХИРАНИВА ХОЛМОГОРСКАЯ РЕЗНАЯ КОСТЬ ХОЛОДНЫЙ ЦВЕТ ХОЛСТ ХОЛУЙСКАЯ МИНИАТЮРА ХОР ХОРОМЫ ХОРОС ХОРУГВЬ ХОРЫ ХОТЬКОВСКАЯ РЕЗЬБА ПО КОСТИ ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ ХРАМ ХРАМ В АНТАХ ХРИСОЭЛЕФАНТИННАЯ СКУЛЬПТУРА ХРОМАТИЗМ ХРОМОЛИТОГРАФИЯ ХРУСТАЛЬ ХУА-НЯО ХУДЖРА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ДАРОВА­НИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУ­ИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВА­НИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РЫНОК ХУДОЖНИК ХУРДЭ ХУРЭ ХЭППЕНИНГ

версия для печати