Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
ТРАГИЧЕСКОЕ


ТРАГИЧЕСКОЕ (греч.
tragikos — свойственный трагедии) категория эстетики, отражающая глубокие, за­кономерно возникшие, но на данном этапе неразрешимые противоречия во взаимоотношениях человека с приро­дой, в противоборстве общественных сил, в деятельности и внутреннем мире личности. Как правило, эти противоречия бывают катастрофичны по своим последствиям, они сопря­жены с гибелью положительного ге­роя или общественных сил, которая, однако, утверждает историческую правомерность и жизненную будущ­ность положительных начал. Погибая, эти начала остаются бессмертными и значимыми для дальнейшего хода общественного развития.

Основной источник Т. колли­зия между исторически необходимым требованием и практической невоз­можностью его осуществления. Этим источником могут стать также ост­рое несоответствие жизненной энер­гии героя и незрелости окружающей его объективной реальности, проти­воречие между благой целью и не­годными, недостойными средствами ее достижения; противоречие между содержанием субъективных намере­ний и фактическими, объективными результатами деятельности и т. д.

Оценка Т. всегда производится с позиций определенного общественно-эстетического идеала. В Т. находят свое воплощение представления о прекрасном и безобразном. В пере­живании Т. соединяются противоре­чивые чувства. Аристотель в своей «Поэтике» отмечал, что в пережива­нии Т. объединяются чувства «состра­дания и страха», благодаря чему про­исходит катарсис «очищение подобных страстей» в душе зрителя. Поэтому в восприятии Т. тяжелое и мрачное может соединяться с про­светленным и прекрасным, отчая­ние с надеждой и верой. Понятие катарсиса сохранилось и в современ­ной теории Т.

Т. в искусстве находит отражение прежде всего в жанре театральной трагедии, но оно может иметь место во всех видах и жанрах искусства (напр., в живописных полотнах В. И. Сурикова «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Мен­шиков в Берёзове»), в портрете (До­стоевский у В. Г. Перова), пейзаже («Вид Толедо» Эль Греко, «Кладби­ще» Якоба Рёйсдала) и даже в натюрморте (в том его виде, который получил название «помни о смер­ти» memento mori, vanitas). Искус­ство, художественно воплощающее Т., нередко отличается философской глубиной.

ТАБЕРНАКЛЬ ТАБЛЕТКА ТАЙ ТАК ТАКА-МАКИ-Э ТАКИЯ ТАЛИК ТАМБУР ТАМБУР ТАНГИР ТАНКА ТАОТЭ ТАТАМИ ТАУКИ ТАУШИРОВКА ТАФТА ТАХОТО ТАШИЗМ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ТЕАТРАЛЬНО-ДЕКОРАЦИОННОЕ ИСКУССТВО ТЕАТРОН ТЕЗИС ТЕКЕМЕТ ТЕКСТИЛЬ ТЕКТОНИКА ( ТЕКТОНИЧЕСКИЕ СИСТЕ­МЫ ТЕКТОНИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ ТЕМА ТЕМАТИЧЕСКАЯ КОМПОЗИ­ЦИЯ ТЕМПЕРА ТЕНЕВАЯ ГЛАЗУРЬ ТЕНИЯ ТЕНЬ ТЁПЛЫЙ ЦВЕТ ТЕРАТОЛОГИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ТЕРЕМ ТЕРМЫ ТЕРРАКОТА ТЕРРАСА ТЕРРАСНАЯ ЗАСТРОЙКА ТЕРРАСНЫЙ ПАРК ТЕТРАКОНХ ТЕХНИКА ТЕХНИКА СКУЛЬПТУРЫ ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА ТЕЧЕНИЕ ТИМ ТИМПАН ТИПАЖ ТИПИЗАЦИЯ ТИПИЧЕСКОЕ ТИПОГРАФИКА ТИРАЗ ТИСНЕНИЕ ТИТУЛ ТКАЧЕСТВО ТОБОЛЬСКАЯ РЕЗНАЯ КОСТЬ ТОВАРИЩЕСТВО ТОВАРНЫЙ ЗНАК ТОКОНОМА ТОН ТОНАЛЬНОСТЬ ТОНДО ТОНИРОВАНИЕ ТОНО ТОНОВАЯ ГРАВЮРА ТОР ТОРАНА ТОРГОВЫЕ РЯДЫ ТОРГОВЫЙ ЦЕНТР ТОРЕВТИКА ТОРЕЦ ТОРЖОКСКОЕ ЗОЛОТОЕ ШИТЬЕ ТОРИИ ТОРС ТОРУС ТОРЦОВАЯ ГРАВЮРА ТОСКАНСКАЯ БАЗА ТОСКАНСКАЯ КАПИТЕЛЬ ТОСКАНСКИЙ ОРДЕР ТОТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ТОУМАНИ ТОФЕТ ТОЧЕНИЕ ТОЧКА ЗРЕНИЯ ТРАВЕЯ ТРАВЛЕНИЕ ТРАГИЧЕСКОЕ ТРАДИЦИОННОЕ ИСКУССТВО ТРАДИЦИЯ ТРАНСАВАНГАРД ТРАНСЕПТ ТРАНСПАРАНТ ТРАПЕЗНАЯ ТРАФАРЕТ ТРЕЛЬЯЖ ТРЕХЧЕТВЕРТНАЯ КОЛОННА ТРЕЧЕНТО ТРИГЛИФ ТРИГЛИФНО-МЕТОПНЫЙ ФРИЗ ТРИКОНХ ТРИПТИХ ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА ТРИУМФАЛЬНАЯ КОЛОННА ТРИУМФАЛЬНЫЕ ВОРОТА ТРИУМФАЛЬНЫЙ КРЕСТ ТРИФОРИЙ ТРОМП ТРОН ТРОФЕИ ( ТРОФЕЙ ТРОХИЛ ТРОЯНКА ТУГРА ТУМБА ТУМБОЧКИ ТУМУЛОСЫ ТУС-КИЙИЗ ТУШЬ ТФИЛИН ТХАТ ТЬЕРСЕРОН ТЭНСЮ ТЮРБЕ ТЯБЛО ТЯГА ТЯНИВА ТЯНОЮ ТЯСИЦУ ТУРУНДЖ

версия для печати