Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОС­ТЮМ


РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОС­ТЮМ бытовая, праздничная и ри­туальная традиционная одежда рус­ских крестьян. Первоначально со времени становления национальных особенностей Р. н. к., т. е. с 14— 16 вв., русским был присущ общенародный эстетический идеал внешнего облика человека, его одеж­ды, манер. В нач. 18 в. реформа Пет­ра I обязала общественные верхи носить платье западноевропейского образца и отказаться от русских тра­диционных эстетических представле­ний. Эта реформа не коснулась крестьянского костюма, сохранивше­го народную традицию; вместе с тем до 2-й пол. 19 в. в костюмах мещан и купечества сохранялись черты, общие с крестьянской одеждой; традицион­ный русский наряд могли надевать и в высшем свете, если это определя­лось модой либо идеологическими поветриями.

В 1930-х гг. естественное бытова­ние крестьянского костюма было пре­рвано в условиях коллективизации. Однако начиная с 1970-х гг. интерес к традиционной народной одежде не­обычайно возрос. Во многих дерев­нях Архангельской, Курской, Воро­нежской, Белгородской, Брянской,

Нижегородской и других областей, а также в старообрядческих поселени­ях и казачьих станицах Р. н. к. вновь стал выполнять роль праздничной и ритуальной одежды.

Различия природных и социаль­но-экономических условий на огромной территории России стали причи­ной большого разнообразия локаль­ных художественных особенностей Р. н. к. При этом всем его типам свой­ственна семантическая и образная национальная общность в социально исторических условиях, мировоззре­нии русских крестьян, в их творчес­ких установках, в исторических за­кономерностях художественного про­цесса. К общим признакам Р. н. к. относятся: материал (холст, сукно), крой (прямой, иногда расклешен­ный), подобие составных частей, зна­чительная длина и полнота одежд, обилие украшений, сложность сим­волики и образного содержания, вы­ражающих магически-религиозное, историческое и экологическое созна­ние русского крестьянства. Р. н. к., как вообще крестьянская одежда, за­щищал от зноя и холода, отличался удобством, во всех обстоятельствах имел жизненный смысл, выполнял важную ритуальную роль в обрядах и праздниках.

Наибольшей эстетической цен­ностью обладали женские празднич­но-ритуальные костюмы; они наибо­лее пышно декорировались, были насыщены символикой, отличались ярко выраженной национальной са­мобытностью. Из многообразия жен­ской одежды можно выделить два ос­новных типа: южнорусский (поневный) и северорусский (сарафанный). В южнорусский комплект входили рубаха, клетчатая понева набедренная одежда типа юбки, пояс, пе­редник, наплечная одежда типа уко­роченной рубахи, украшения и до­полнения, головной убор «сорока», лапти либо кожаные сапоги, туфли. Северорусский комплект составляли рубаха, сарафан, пояс, душегрея, ко­кошник, украшения и дополнения, обувь. В Центр. России костюм был близок к северному, хотя встречались костюмы с южнорусскими чертами. Часть крестьянок южных губерний носила рубаху с однотонной или по­лосатой юбкой, пояс, кокошник или колпак (костюм однодворок) или комплекс с платьем-кубельком (кос­тюм казачки Нижнего и Среднего Дона), в который кроме кубелька (платья типа татарского камзола), надеваемого на длинную туникооб разную рубаху с широкими рукава­ми, входили пояс, повойник, платок либо рогатая кичка или расшитый колпак, украшения и дополнения, узорные татарские сапоги или туф­ли, а иногда и штаны восточного типа. Согласно древнему обычаю, замужние крестьянки тщательно уби­рали свои волосы под головной убор. Девичьи головные уборы не закрыва­ли темени и представляли собой жесткий обруч или мягкую повязку, которые скреплялись на затылке лен­тами.

К концу 19 в. во многие места ис­конного бытования понёвы проника­ет сарафан, а сложные по составу женские головные уборы постепенно заменяются повойником и платком. На рубеже 19 — 20 вв. по всей Рос­сии распространились «парочка» (комплект из юбки и кофты) или цельное платье, сшитые из фабрич­ной ткани. К парочке надевали бе­лые чулки и красные городские «по­лусапожки» на резинках, голову по­вязывали платком.

Мужской костюм русских кре­стьян всегда отличался однотип­ностью и состоял из рубахи, пояса, штанов, кафтана, головного убора и обуви лаптей или сапог. Детская одежда покроем и орнаментом почти полностью повторяла взрослую, но из­готавливалась из более дешевых ма­териалов и состояла из меньшего ко­личества деталей. Деревенские маль­чики и девочки ходили летом лишь в подпоясанных длинных рубахах из льняного или конопляного полотна. Подростки носили длинные рубахи или комплекты из рубахи с сарафа­ном (или юбкой) и рубахи со штана­ми. Характерной чертой Р. н. к. яв­лялось одновременное бытование комплектов, сложившихся в разное время.

Материал для Р. н. к. производил­ся из природного сырья (раститель­ных волокон, шерсти, шкур, стеблей растений и коры деревьев) и был обусловлен в основном окружающей природой и хозяйственными форма­ми быта. Качество материала свиде­тельствовало о назначении костюма (для праздников, будней или работы), а также о степени зажиточности вла­дельца. Структура и декоративное решение костюмного ансамбля во многом определялись фактурой, цве­том и рисунком ткани. Крестьянская домоткань обладала разнообразием фактур (зернистая, ворсовая, матовая, рельефная, прозрачная и др.), слож­ностью текстильной технологии, гар­моничностью цвета. Использовалось браное, закладное и ремизное узор­ное ткачество, ткань могла иметь естественный цвет сырья или окра­шиваться натуральными (со 2-й пол. 19 в. ализариновыми) красителя­ми. Узорную ткань часто получали, используя разные по цвету нити ос­новы и утка; распространена была и набойка. До кон. 19 в. в северных и центральных губерниях праздничная одежда из тканей фабричного произ­водства использовалась чаще, чем на юге России. На рубеже 19 и 20 вв. дешевые яркие фабричные ситцы стали вытеснять из деревенского быта домоткань, заметно изменив крой и цвет народного костюма. В 1920— 1930-х гг. традиция узорного ручного ткачества в крестьянском быту пос­тепенно угасла.

Практичность народной одежды проявилась прежде всего в экономич­ности кроя, в котором модулем вы­ступала ширина домоткани (47— 52 см), в значительной объемности форм одежды. Если в южнорусском понёвном комплексе в основных де­талях одежды использован прямой крой, то в северорусском костюме с сарафаном и душегреей раскле­шенный. Крой определял силуэт и ар­хитектуру костюма. Цвет одежды так­же был устойчивым этническим пол­овым и возрастным признаком, а в ритуальных костюмах (траурных, сва­дебных) служил выражению эмоцио­нального переживания кризисных моментов в жизни человека. Цвет был также важным организующим нача­лом всей композиции Р. н. к., под­черкивал его главные части и ярус­ное членение формы. Магически-ре­лигиозное образное содержание кос­тюма выражалось в первую очередь в искусстве орнамента. Главной идеей орнаментальных образов в женском праздничном наряде была идея пло­дородия, причем плодородие женщи­ны связывалось с плодородием зем­ли. Орнаментика и костюм в целом содержат фрагменты представлений различных эпох, причем древнеязыческие магические мотивы переосмысле­ны в христианские символы. К особенностям орнамента Р. н. к. отно­сятся обобщенность мотивов, симметрия, прямолинейность и геометричность. Орнамент помогал соединить разные по фактуре материалы и раз­ные цвета, определять конструкцию одежды и ее цветовые плоскости.

РАБАД РАБАТ РАВДА РАВНОВЕСИЕ РАГА РАДЭН РАЗВОРОТ РАЗВОРОТНЫЙ ТИТУЛ РАЗЖИЖИТЕЛЬ РАЗМЫВКА РАЗОРВАННЫЙ ФРОНТОН РАЗРЕЗ РАЙХАН РАКА РАКУРС РАМА РАМПА РАППОРТ РАСКРЕПОВАННЫЙ ФРОН­ТОН РАСКРЕПОВКА РАСПАЛУБКА РАСПИСНАЯ ЭМАЛЬ РАСТВОРИТЕЛЬ РАСТИТЕЛЬНЫЕ КРАСКИ РАСТИТЕЛЬНЫЙ ОРНАМЕНТ РАСТР РАСТУШЁВКА РАСТУШКА РАСЧИСТКА РАТУША РАТХА РАЦИОНАЛИЗМ РАШПИЛЬ РЕАЛИЗМ РЕВЕРС РЕГАЛИИ РЕГЕНЕРАЦИЯ РЕГИОНАЛИЗМ РЕГИСТАН РЕГУЛЫ РЕГУЛЯРНЫЙ ПАРК РЕДИ-МЕЙД РЕЗЕРВАЖ РЕЗЕЦ РЕЗЦОВАЯ ГРАВЮРА РЕЗЬБА РЕЙСФЕДЕР РЕКВИЗИТ РЕКОНСТРУКЦИЯ РЕЛИКВАРИЙ РЕЛЬЕФ РЕМАРКИ РЕМЕСЛО РЕНЕССАНС РЕПЛИКА РЕПРОДУКЦИОННАЯ ГРАВЮ­РА РЕПРОДУКЦИЯ РЕСТАВРАЦИЯ РЕТАБЛО РЕТРУССАЖ РЕТУШЬ РЕФЛЕКС РЕФТЬ РИБАТ РИВАК РИДЖИОНАЛИЗМ РИЗАЛИТ РИЗНИЦА РИЙЯД РИКА РИМСКАЯ МОЗАИКА РИПИДА РИСУНОК РИТМ РИТОН РИЯД РОГ РОГ ИЗОБИЛИЯ РОЗА РОЗЕТКА РОКАЙЛЬ РОКОКО РОЛЬВЕРК РОМАНСКИЙ СТИЛЬ РОМАНТИЗМ РОМАНТИКА РОСПИСЬ РОСТОВСКАЯ ФИНИФТЬ РОСТРА РОСТРАЛЬНАЯ КОЛОННА РОТОНДА РУИНА РУЛЕТКА РУССКАЯ МОЗАИКА РУССКАЯ НАРОДНАЯ ВЫШИВ­КА РУССКИЕ СОСУДЫ РУССКИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЛАКИ РУССКИЙ КАМЕНЬ РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОС­ТЮМ РУССКИЙ СТИЛЬ РУССКОЕ НАРОДНОЕ КОВ­РОДЕЛИЕ РУССКОЕ НАРОДНОЕ КРУЖЕ­ВО РУССКОЕ НАРОДНОЕ УЗОРНОЕ ТКАЧЕСТВО РУСТ РУСТИКА РЫБИЙ ПУЗЫРЬ

версия для печати