Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
ПРЕДРОМАНТИЗМ


ПРЕДРОМАНТИЗМ, преромантизм (фр.
preromantisme) — идейно-стилевое направление в культуре и искусстве стран Европы и Америки кон. 18 —нач. 19 в. Подоб­но сентиментализму, многие прин­ципы которого развивал П., он осно­вывался на идеях Ж. Ж. Руссо, анг­ло-шотландских философов (А. Шефтсбери, Ф. Хатчесон); но особенно сильно повлияло на воз­никновение П. немецкое движение «бури и натиска» 1770-х гг. (Ф. М, Клингер, И. В. Гёте, Я. Лени), опиравшееся на свободолюбивые взгляды Г. Э. Лессинга и И. Г. Гердера. П. не только явился непосред­ственным предшественником роман­тизма, но и выразил многие его ха­рактерные черты с особой актив­ностью и яркостью (поэзия У. Блейка в Англии, «Влюбленный дьявол» французского писателя Ж. Казотта); характерны для П. увлечение средне­вековыми легендами, картинами ди­кой природы, бурных стихий, жизни вдали от цивилизации, образами смерти и кладбища («готический роман», поэзия Э. Юнга в Англии, баллады Г. А. Бюргера в Германии, В. А. Жуковского в России). С П. связана псевдоготика 18 в. в Англии, Германии, России, а также живопись и графика, окрашенные в яркие, сме­лые краски романтики, полные кон­трастов и неожиданных сопоставле­ний, взлетов фантазии: акварели и рисунки Уильяма Блейка, картины швейцарца Иоганна Генриха Фюссли, картоны на античные и аллегориче­ские темы датчанина Асмуса Кар стенса, проникнутые поэзией лунных ночей и бурь пейзажи Жозефа Вер не, картины Пьера-Поля Прюдона и Луи Жироде-Триозона (Франция). В России предромантические настрое­ния «бури и натиска» не нашли от­крытого проявления, отразившись гл. обр. в рисунках и акварелях И. А. Ерменёва, Ф. Ф. Репнина, Д. И. Скотти, А. Л. Шустова. П. в изобразительных искусствах не может быть отделен от романтизма, в ко­торый он непосредственно пере­растает, когда созревают историче­ские условия и выдвигаются лидеры романтического движения (Филипп Отто Рунге, Каспар Давид Фрид­рих, Теодор Жерико, Эжен Дела­круа).

ПАВИЛЬОН ПАВЛОВСКИЕ ПЛАТКИ И ШАЛИ ПАВОЛОКА ПАГОДА ПАДУАНСКАЯ ШКОЛА ПАДУГА ПАЙЛОУ ПАЛАС ПАЛАТА ПАЛАТЫ ПАЛАЦЦО ПАЛЕСТРА ПАЛЕТКА ПАЛЕХСКАЯ МИНИАТЮРА ПАЛИТРА ПАЛИЦА ПАЛЛАДИАНСКИЙ МОТИВ ПАЛЛАДИАНСТВО ПАЛЬМЕТТА ПАМЯТНИК ПАМЯТНЫЙ ЗНАК ПАНАГИЯ ПАНДА ПАНДАТИВ ПАНДЖАРА ПАНДУС ПАНЕЛЬ ПАНИКАДИЛО ПАННО ПАНОРАМА ПАНТЕОН ПАНТОГРАФ ПАПЕРТЬ ПАПИРУС ПАПИРУСОВИДНАЯ КО­ЛОННА ПАПЬЕ-МАШЕ ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИ­ВА ПАРАПЕТ ПАРИАН ПАРИЖСКАЯ ШКОЛА ПАРКЕТ ПАРСУНА ПАРТЕР ПАРТИЙНОСТЬ ПАРУС ПАРЧА ПАСПАРТУ ПАССАЖ ПАСТЕЛЬ ПАСТОЗНОСТЬ ПАСТОРАЛЬ ПАТИНА ПАТИНИРОВКА ПАТИНИРОВКА ПАТИО ПАХСА ПЕЙЗАЖ ПЕЙЗАЖНЫЙ ПАРК ПЕКТОРАЛЬ ПЕЛЕНА ПЕЛИКА ПЕНСИОНЕР ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО ПЕРГАМЕНТ ПЕРГОЛА ПЕРЕВОД ПЕРЕГОРОДЧАТАЯ ЭМАЛЬ ПЕРЕДВИЖНИКИ ПЕРЕДВИЖНЫЕ ВЫСТАВКИ ПЕРЕПЛЁТ ПЕРИПТЕР ПЕРИСТАСА ПЕРИСТИЛЬ ПЕРО ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА ПЕРСОНИФИКАЦИЯ ПЕРСПЕКТИВА ПЕРСПЕКТИВНАЯ ЖИВОПИСЬ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПОРТАЛ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ РЕЛЬЕФ ПЕРФОРМАНС ПЕТРОГЛИФЫ ПЕТТЕНКОФЕРИРОВАНИЕ ПЕЧАТНАЯ ГРАФИКА ПЕШТАК ПИАЛА ПИГМЕНТ ПИКСИДА ПИКТОГРАФИЯ ПИЛОН ПИЛЯСТРА ПИНАКЛЬ ПИНАКОТЕКА ПИНАКС ПИРАМИДА ПИРОН ПИСАНКА ПИТТУРА КОЛЬТА ПИФОС ПЛАВЬ ПЛАКАТ ПИСАНИЦЫ ПЛАКЕТКА ПЛАМЕНЕЮЩАЯ ГОТИКА ПЛАН ПЛАНЫ ПЛАСТИКА ПЛАСТИЛИН ПЛАСТИЧЕСКИЕ ИСКУССТВА ПЛАСТИЧНОСТЬ ПЛАТЕРЕСКО ПЛАФОН ПЛАЩАНИЦА ПЛЕНЭР ПЛЕТЁНЫЙ ОРНАМЕНТ ПЛИНТ ПЛИНФА (греч. plinthos — кир­пич) ПЛОСКАЯ ПЕЧАТЬ ПЛОСКОРЕЛЬЕФНАЯ РЕЗЬБА ПЛОЩАДЬ ПЛЮР (фр. pelure) ПОВАЛ ПОВАЛУША ПОВТОРЕНИЕ ПОДГЛАЗУРНАЯ ЖИВОПИСЬ ПОДДЕЛКА, фальсифи­кац ПОДЕЛОЧНЫЕ КАМНИ ПОДЗОР ПОДИУМ ПОДКЛЕТ ПОДЛИННИК ПОДМАЛЁВОК ПОДПИСЬ ПОДРАЖАТЕЛЬНОСТЬ ПОДРАМНИК, подрамок ПОДУШКА ПОЗДНЯЯ ГОТИКА ПОЗИРОВАТЬ ПОЗОЛОТА ПОКРОВ ПОЛИВА ПОЛИГРАФИЯ ПОЛИПТИХ ПОЛИХРОМИЯ ПОЛИЦА ПОЛКА ПОЛНЫЙ ОРДЕР ПОЛОТЕНЦЕ ПОЛОТНО ПОЛОЧКА ПОЛУДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ ПОЛУКОЛОННА ПОЛУКРУГЛОЕ ОКНО ПОЛУТЕНЬ ПОЛУТОН ПОЛУФАЯНС ПОЛУФРОНТОН ПОЛУЦИРКУЛЬНАЯ АРКА ПОЛУЦИРКУЛЬНОЕ ОКНО ПОМПЕЯНСКИЕ СТИЛИ ПОНДЕРАЦИЯ ПОНОВЛЕНИЯ, записи ПОП-АРТ ПОРЕБРИК ПОРТАЛ ПОРТАЛ театральный, портал сцены ПОРТАЛЬНЫЙ ЗАНАВЕС ПОРТИК ПОРТРЕТ ПОСРЕДНИЧЕСТВО ПОСТАМЕНТ ПОСТЖИВОПИСНАЯ АБСТРАК­ЦИЯ ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ ПОСТМОДЕРНИЗМ ПОТИР ПОТАЛЬ ПОЧЕРНЕНИЕ ПОЧЁТНЫЙ ВОЛЬНЫЙ ОБЩ­НИК ПОЯСОК, л и с т е л ь ПРАДАКШИНАПАДХА ПРАЗДНИЧНЫЙ ЧИН ПРАНГ ПРАОТЕЧЕСКИЙ ЧИН ПРАТИКАБЛЬ ПРАЧЕДИ ПРЕДЕЛЛА ПРЕДРОМАНТИЗМ ПРЕКРАСНАЯ МАДОННА ПРЕКРАСНОЕ ПРЕРАФАЭЛИТЫ ПРЕСБИТЕРИЙ ПРЕССОВАННОЕ СТЕКЛО ПРЕСТОЛ ПРИДЕЛ ПРИЁМ ПРИКЛАДНАЯ ГРАФИКА ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ПРИМИТИВ ПРИМИТИВИЗМ ПРИПОРОХ ПРИСТАВНАЯ КОЛОННА ПРИТВОР ПРИЧЕЛИНА ПРОБЕЛКА ПРОБНЫЙ ОТТИСК ПРОГРАММА ПРОДОЛЬНАЯ ГРАВЮРА ПРОЕКТ ПРОЕКЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ИСКУС­СТВО ПРОМЫВКА ПРОМЫСЕЛ ПРОМЫШЛЕННАЯ ГРАФИКА ПРОМЫШЛЕННОЕ ИСКУССТ­ВО ПРОНАОС ПРОПИЛЕИ ПРОПИСИ ПРОПОРЦИОНАЛЬНЫЙ ЦИР­КУЛЬ ПРОПОРЦИЯ ПРОРИСЬ ПРОРОЧЕСКИЙ ЧИН ПРОСКЕНИЙ ПРОСПЕКТ ПРОСТИЛЬ ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ИСКУС­СТВА ПРОСТРАНСТВО ПРОТОМА ПРОТОРЕНЕССАНС ПРОФИЛИ ПРОФИЛЬ ПРЯМАЯ РУБКА ПРЯМОЙ НАБОР ПСЕВДОГОТИКА ПСЕВДОДИПТЕР ПСЕВДОПЕРИПТЕР ПСЕВДОСТИЛИ ПСИКТЕР ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА ПУАНТИЛИЗМ ПУНКТИР ПУНКТИРНАЯ МАНЕРА ПУНКТИРОВАЛЬНАЯ МАШИНА ПУНСОН ПУРИЗМ ПУТТИ ПУЧОК КОЛОНН ПУЭБЛО ПЬЕДЕСТАЛ ПЬЕТА ПЯДНИЧНЫЙ ЧИН ПЯТА

версия для печати