Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
ПЕЙЗАЖНЫЙ ПАРК

 английский парк, «натуральный сад парк с живопис­ной планировочной композицией, со­зданной как подражание естествен­ной природе: особенности П. п.извилистые аллеи и дорожки, свобод­ные формы прудов, каналов, зеленых насаждений, лужаек, асимметричная композиция, непредсказуемая смена видов и т. д. Растения в П. п. нахо­дятся в своем естественном состоя­нии, в отличие от регулярного парка, где им придаются геометрически-правильные формы. Важной чертой п. п. также является его органическое включение в окружающий пейзаж.    П. п. возник в Англии на рубеже 17 и 18 вв. как реакция на формализованность и жесткость композиции регулярных парков. Уход за П. п. дешевле, чем за регулярным, что со­действовало его популярности в ус­ловиях массового переустройства уса­деб. Идеологической основой рожде­ния П. п. было просветительское уче­ние о «естественном человеке» и его слиянии с природой, разработанное в Великобритании философами и эстетиками А. Шефтсбери, Дж. Локком, Дж. Аддисоном, Ф. Хатчесоном. Английская «местная поэзия», обра­щенная к красоте конкретного пей­зажа, раннеромантические тенденции в живописи и описания китайских садов оказали влияние на П. п., так же как античные пейзажные мозаи­ки, открытые в 18 в.

Среди форм П. п. можно выде­лить: ранние живописные сады, со­здававшиеся в небольших усадьбах, чаще всего пригородных; смешанные регулярно-живописные парки (Стоу в Англии, 1738, архитектор Уильям Кент); «англо-китайские» сады сер. 18 в., где стремление подражать естественной природе соединялось с пристрастием к экзотическим (чаще всего в китайском духе) павильонам (Кью в Англии, 1757—1762, архитек­тор Уильям Чеймберс; Китайская деревня в Царском Селе в России, 1782—1796, архитекторы В. И. Нее­лов, Чарлз Камерон); собственно ландшафтные парки, где внимание создателей сосредоточивалось на вы­явлении естественных свойств пейза­жа (парки Ланселота Броуна в Анг­лии); живописный сад, в котором ро­мантизированные образы пейзажа обогащались различными по своему стилистическому характеру павиль­онами (Пейнсхилл в Англии; Пав­ловск в России, 1777—1828, архитек­торы Пьетро Готтардо Гонзаго, Чарлз Камерон, Винченцо Бренна).

Создание в Англии П. п. оказало огромное влияние не только на садово-парковое искусство, но также на архитектуру и градостроительство. Оно содействовало формированию нового художественного мышления, свободного от формальных схем ре­гулярных композиций, изменяло от­ношение человека к природе.

ПАВИЛЬОН ПАВЛОВСКИЕ ПЛАТКИ И ШАЛИ ПАВОЛОКА ПАГОДА ПАДУАНСКАЯ ШКОЛА ПАДУГА ПАЙЛОУ ПАЛАС ПАЛАТА ПАЛАТЫ ПАЛАЦЦО ПАЛЕСТРА ПАЛЕТКА ПАЛЕХСКАЯ МИНИАТЮРА ПАЛИТРА ПАЛИЦА ПАЛЛАДИАНСКИЙ МОТИВ ПАЛЛАДИАНСТВО ПАЛЬМЕТТА ПАМЯТНИК ПАМЯТНЫЙ ЗНАК ПАНАГИЯ ПАНДА ПАНДАТИВ ПАНДЖАРА ПАНДУС ПАНЕЛЬ ПАНИКАДИЛО ПАННО ПАНОРАМА ПАНТЕОН ПАНТОГРАФ ПАПЕРТЬ ПАПИРУС ПАПИРУСОВИДНАЯ КО­ЛОННА ПАПЬЕ-МАШЕ ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИ­ВА ПАРАПЕТ ПАРИАН ПАРИЖСКАЯ ШКОЛА ПАРКЕТ ПАРСУНА ПАРТЕР ПАРТИЙНОСТЬ ПАРУС ПАРЧА ПАСПАРТУ ПАССАЖ ПАСТЕЛЬ ПАСТОЗНОСТЬ ПАСТОРАЛЬ ПАТИНА ПАТИНИРОВКА ПАТИНИРОВКА ПАТИО ПАХСА ПЕЙЗАЖ ПЕЙЗАЖНЫЙ ПАРК ПЕКТОРАЛЬ ПЕЛЕНА ПЕЛИКА ПЕНСИОНЕР ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО ПЕРГАМЕНТ ПЕРГОЛА ПЕРЕВОД ПЕРЕГОРОДЧАТАЯ ЭМАЛЬ ПЕРЕДВИЖНИКИ ПЕРЕДВИЖНЫЕ ВЫСТАВКИ ПЕРЕПЛЁТ ПЕРИПТЕР ПЕРИСТАСА ПЕРИСТИЛЬ ПЕРО ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА ПЕРСОНИФИКАЦИЯ ПЕРСПЕКТИВА ПЕРСПЕКТИВНАЯ ЖИВОПИСЬ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПОРТАЛ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ РЕЛЬЕФ ПЕРФОРМАНС ПЕТРОГЛИФЫ ПЕТТЕНКОФЕРИРОВАНИЕ ПЕЧАТНАЯ ГРАФИКА ПЕШТАК ПИАЛА ПИГМЕНТ ПИКСИДА ПИКТОГРАФИЯ ПИЛОН ПИЛЯСТРА ПИНАКЛЬ ПИНАКОТЕКА ПИНАКС ПИРАМИДА ПИРОН ПИСАНКА ПИТТУРА КОЛЬТА ПИФОС ПЛАВЬ ПЛАКАТ ПИСАНИЦЫ ПЛАКЕТКА ПЛАМЕНЕЮЩАЯ ГОТИКА ПЛАН ПЛАНЫ ПЛАСТИКА ПЛАСТИЛИН ПЛАСТИЧЕСКИЕ ИСКУССТВА ПЛАСТИЧНОСТЬ ПЛАТЕРЕСКО ПЛАФОН ПЛАЩАНИЦА ПЛЕНЭР ПЛЕТЁНЫЙ ОРНАМЕНТ ПЛИНТ ПЛИНФА (греч. plinthos — кир­пич) ПЛОСКАЯ ПЕЧАТЬ ПЛОСКОРЕЛЬЕФНАЯ РЕЗЬБА ПЛОЩАДЬ ПЛЮР (фр. pelure) ПОВАЛ ПОВАЛУША ПОВТОРЕНИЕ ПОДГЛАЗУРНАЯ ЖИВОПИСЬ ПОДДЕЛКА, фальсифи­кац ПОДЕЛОЧНЫЕ КАМНИ ПОДЗОР ПОДИУМ ПОДКЛЕТ ПОДЛИННИК ПОДМАЛЁВОК ПОДПИСЬ ПОДРАЖАТЕЛЬНОСТЬ ПОДРАМНИК, подрамок ПОДУШКА ПОЗДНЯЯ ГОТИКА ПОЗИРОВАТЬ ПОЗОЛОТА ПОКРОВ ПОЛИВА ПОЛИГРАФИЯ ПОЛИПТИХ ПОЛИХРОМИЯ ПОЛИЦА ПОЛКА ПОЛНЫЙ ОРДЕР ПОЛОТЕНЦЕ ПОЛОТНО ПОЛОЧКА ПОЛУДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ ПОЛУКОЛОННА ПОЛУКРУГЛОЕ ОКНО ПОЛУТЕНЬ ПОЛУТОН ПОЛУФАЯНС ПОЛУФРОНТОН ПОЛУЦИРКУЛЬНАЯ АРКА ПОЛУЦИРКУЛЬНОЕ ОКНО ПОМПЕЯНСКИЕ СТИЛИ ПОНДЕРАЦИЯ ПОНОВЛЕНИЯ, записи ПОП-АРТ ПОРЕБРИК ПОРТАЛ ПОРТАЛ театральный, портал сцены ПОРТАЛЬНЫЙ ЗАНАВЕС ПОРТИК ПОРТРЕТ ПОСРЕДНИЧЕСТВО ПОСТАМЕНТ ПОСТЖИВОПИСНАЯ АБСТРАК­ЦИЯ ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ ПОСТМОДЕРНИЗМ ПОТИР ПОТАЛЬ ПОЧЕРНЕНИЕ ПОЧЁТНЫЙ ВОЛЬНЫЙ ОБЩ­НИК ПОЯСОК, л и с т е л ь ПРАДАКШИНАПАДХА ПРАЗДНИЧНЫЙ ЧИН ПРАНГ ПРАОТЕЧЕСКИЙ ЧИН ПРАТИКАБЛЬ ПРАЧЕДИ ПРЕДЕЛЛА ПРЕДРОМАНТИЗМ ПРЕКРАСНАЯ МАДОННА ПРЕКРАСНОЕ ПРЕРАФАЭЛИТЫ ПРЕСБИТЕРИЙ ПРЕССОВАННОЕ СТЕКЛО ПРЕСТОЛ ПРИДЕЛ ПРИЁМ ПРИКЛАДНАЯ ГРАФИКА ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ПРИМИТИВ ПРИМИТИВИЗМ ПРИПОРОХ ПРИСТАВНАЯ КОЛОННА ПРИТВОР ПРИЧЕЛИНА ПРОБЕЛКА ПРОБНЫЙ ОТТИСК ПРОГРАММА ПРОДОЛЬНАЯ ГРАВЮРА ПРОЕКТ ПРОЕКЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ИСКУС­СТВО ПРОМЫВКА ПРОМЫСЕЛ ПРОМЫШЛЕННАЯ ГРАФИКА ПРОМЫШЛЕННОЕ ИСКУССТ­ВО ПРОНАОС ПРОПИЛЕИ ПРОПИСИ ПРОПОРЦИОНАЛЬНЫЙ ЦИР­КУЛЬ ПРОПОРЦИЯ ПРОРИСЬ ПРОРОЧЕСКИЙ ЧИН ПРОСКЕНИЙ ПРОСПЕКТ ПРОСТИЛЬ ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ИСКУС­СТВА ПРОСТРАНСТВО ПРОТОМА ПРОТОРЕНЕССАНС ПРОФИЛИ ПРОФИЛЬ ПРЯМАЯ РУБКА ПРЯМОЙ НАБОР ПСЕВДОГОТИКА ПСЕВДОДИПТЕР ПСЕВДОПЕРИПТЕР ПСЕВДОСТИЛИ ПСИКТЕР ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА ПУАНТИЛИЗМ ПУНКТИР ПУНКТИРНАЯ МАНЕРА ПУНКТИРОВАЛЬНАЯ МАШИНА ПУНСОН ПУРИЗМ ПУТТИ ПУЧОК КОЛОНН ПУЭБЛО ПЬЕДЕСТАЛ ПЬЕТА ПЯДНИЧНЫЙ ЧИН ПЯТА

версия для печати