Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
НЕОТРАДИЦИОНАЛИЗМ


 —
обоз­начение широкой совокупности ху­дожественных явлений в культуре 20 в., связанных с непосредствен­ной опорой на исторические тради­ции искусства. Термин родился во 2-й пол. 20 в., когда это явление было осознано как пласт культуры, проти­востоявший авангардизму, занимав­ший подчас господствующее место в искусстве ряда стран и явившийся одним из крупнейших художествен­ных направлений 20 в.

Н. не был однороден по своему характеру и составу, не обладал еди­ной теоретической программой. Он объединял различные стилистические течения: в архитектуре неокласси­цизм (Эдвин Лаченс в Англии, И. В. Жолтовский в России), неого­тику (Джайлс Гильберт Скотт в Англии) и многочисленные «воскре­шения» того или иного историческо­го стиля (постройки А. В. Щусева и В. А. Покровского в России, возро­ждавшие стили русской архитектуры 15—17 вв.). Интерпретация класси­ческой традиции архитекторами 20 в. включает такие разнообразные явле­ния, как неоампир и неоренессанс нач. 20 в., советский неоклассицизм 1930-х нач. 1950-х гг., «федераль­ный классицизм» в США 1-й пол. 20 в. и американский неоклассицизм 1950—1960-х гг. (Эдуард Стоун, Минору Ямасаки, Филип Джонсон), неоклассицизм Италии (Марчелло Пьячентини) и Германии (Вернер Марх), ряд разновидностей постмо­дернизма 1970—1980-х гг. Большую роль в структуре Н. сыграли локаль­ные школы, связанные с местным историческим наследием.

В изобразительном искусстве 20 в. первым ярким выступлением Н. был «неоэнгризм» Пабло Пикассо в 1910-х гг., за чем последовали анало­гичные обращения к традиции Андре Дерена во Франции, Отто Дикса в Германии, итальянцев Кар­ло Карра, Массимо Кампильи. Харак­тер принципиального идеологическо­го поворота был придан Н. в совет­ской России (объединение АХРР) и еще более решительно в СССР (социалистический реализм). Группы приверженцев Н. были в 1930-х гг. господствующими в искусстве Италии (группа «Новеченто») и Германии (скульптор Арно Брекер и др.). Ана­логичные движения активно прояви­ли себя в искусстве США (риджионализм) и многих других стран Аме­рики, Европы, Азии. После второй мировой войны ярким международ­ным явлением стал неореализм, вы­двинувший таких лидеров, как италь­янец Ренато Гуттузо, мексиканцы Диего Ривера и Леопольдо Мендес, румын Корнелиу Баба, немецкий скульптор Фриц Кремер. Последую­щие явления Н. носят разрозненный характер и связаны с постмодерниз­мом и, как правило, с ироническим переосмыслением классики.

НАБЕГАЮЩАЯ ВОЛНА НАБЛЮДАТЕЛЬНАЯ ПЕРСПЕК­ТИВА НАБОЙКА НАБОР НАБРОСОК НАГТАН НАДВРАТНАЯ ЦЕРКОВЬ НАДГЛАЗУРНАЯ ЖИВОПИСЬ НАДГРОБИЕ НАЗАРЕЙЦЫ НАЗНАЧЕННЫЙ НАИВНОЕ ИСКУССТВО НАЛЕПЫ НАЛИЧНИК НАМАЗГА НАМАЗЛЫК НАНГА НАОС НАПРАВЛЕНИЕ НАРГИЛЕ НАРОДНОЕ ИСКУССТВО НАРОДНОСТЬ ИСКУССТВА НАРОДНЫЕ КАРТИНКИ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ НАРТЕКС НАРЫШКИНСКИЙ СТИЛЬ НАСЕЧКА НАСКАЛЬНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ НАСЛЕДИЕ НАСТАЛИК НАСТИЛКА НАСХ НАСЫЩЕННОСТЬ НАТУРА НАТУРАЛИЗМ НАТУРЩИК НАТЮРМОРТ НАЦИОНАЛЬНОЕ И ИНТЕРНА­ЦИОНАЛЬНОЕ НЕБОСКРЁБ НЕЙТРАЛЬНЫЙ ФОН НЕКЛАССНЫЙ ХУДОЖНИК НЕКРОПОЛЬ НЕОАВАНГАРД НЕОБАРОККО НЕОГОТИКА НЕОГРЕК НЕОИДЕАЛИЗМ НЕОИМПРЕССИОНИЗМ НЕОКЛАССИЦИЗМ НЕОПЛАСТИЦИЗМ НЕОРЕАЛИЗМ НЕОРЕНЕССАНС НЕОРОКОКО НЕОРОМАНТИЗМ НЕОРУССКИЙ СТИЛЬ НЕОТРАДИЦИОНАЛИЗМ НЕПОЛНЫЙ ОРДЕР НЕРВЮРА НЕФ НИЕЛЛО НИЖНЕТАГИЛЬСКАЯ РОСПИСЬ ПО МЕТАЛЛУ НИЗКИЙ РЕЛЬЕФ НИМБ НИМФЕЙ НИХОНГА НИША НОВАТОРСТВО НОВАЯ ВЕЩЕСТВЕННОСТЬ НОВГОРОДСКАЯ ШКОЛА ЖИ­ВОПИСИ НОВЕЧЕНТО НОВЫЕ ДИКИЕ НОН-ФИГУРАТИВНОЕ ИСКУС­СТВО НОН-ФИНИТО НОРМАТИВНОСТЬ НЭЦКЭ НЮ НЮАНС