Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
НАТУРАЛИЗМ

 
(фр.
naturalisme, от лат. natura — природа) — 1) направ­ление в литературе и искусстве, сло­жившееся в последней трети 19 в. в Европе и США, программно стремив­шееся к уподоблению художествен­ного познания научному, к объектив­ному и бесстрастному изображению реальности, прежде всего человечес­ких характеров, их обусловленности физиологической природой и средой. Н. зародился прежде всего во фран­цузской литературе под влиянием успехов экспериментальных есте­ственных наук (особенно физиоло­гии); философская основа Н. по­зитивизм О. Конта и его преломле­ние в эстетической теории И. Тэна. Теория Н. разработана и систематизирована Э. Золя, возглавившим шко­лу писателей-натуралистов. Н. как литературная школа распался с кон. 1880-х гг., утратив теоретиче­скую четкость. При всей ограничен­ности творческого метода, отказе от обобщений и анализа социально-экономических проблем жизни общест­ва, Н. способствовал прогрессу худо­жественного видения и становлению критического реализма 19 в. вве­дением в искусство новых тем, инте­ресом к изображению «социального дна», к функционированию «социаль­ных организмов» (шахты, рынки, прачечные, публичные дома и т. п.), к взаимодействию личности и толпы; использовались новые средства худо­жественного изображения действи­тельности. Сходные явления суще­ствовали в художественной культуре других стран (веризм в Италии и др.). Позитивистский пересмотр реалисти­ческих принципов создания художе­ственного образа, выявившийся в ли­тературном и художественном Н., привел также к росту черт импресси­онизма, символизма и декадентства в творчестве натуралистов; противо­поставляя свою программу Н., эти явления литературы и искусства свя­заны с ним генетически и часто пред­ставлены  теми  же  именами (Г. де Мопассан, Ж. К. Гюисманс и др.). Программа и практика Н. оказа­ли заметное воздействие на ряд ху­дожников    последней   трети 19 — нач. 20 в. (Эдуар Мане, Эдгар Дега, Жюль Бастьен-Лепаж, Анри де Тулуз-Лотрек, Теофиль Стейнлен во Франции, Константен Менье в Бель­гии, Макс Либерман, Кете Кольвиц в Германии, художники-веристы в Италии и др.); однако Н. в истории изобразительного искусства не офор­мился, как в литературе, в целостное последовательное явление; 2) в совет­ской эстетике и критике в 1930—1970-х гг. обозначение худо­жественного метода, типологически противопоставленного реализму как его антипод (наряду с формализмом), характеризовался асоциальным, био­логическим подходом к человеку, пассивной регистрацией жизненных явлений и фактов без критического отбора, анализа и идейно-философ­ского осмысления, бесстрастным ко­пированием жизни без художествен­ного обобщения, повышенным инте­ресом к темным (даже патологичес­ким) ее сторонам. В таком понима­нии черты Н. обнаруживались в са­лонном искусстве (Поль Деларош, Эрнест Месонье), в риджионализме США, в некоторых течениях модер­низма (сюрреализм, гиперреализм).

НАБЕГАЮЩАЯ ВОЛНА НАБЛЮДАТЕЛЬНАЯ ПЕРСПЕК­ТИВА НАБОЙКА НАБОР НАБРОСОК НАГТАН НАДВРАТНАЯ ЦЕРКОВЬ НАДГЛАЗУРНАЯ ЖИВОПИСЬ НАДГРОБИЕ НАЗАРЕЙЦЫ НАЗНАЧЕННЫЙ НАИВНОЕ ИСКУССТВО НАЛЕПЫ НАЛИЧНИК НАМАЗГА НАМАЗЛЫК НАНГА НАОС НАПРАВЛЕНИЕ НАРГИЛЕ НАРОДНОЕ ИСКУССТВО НАРОДНОСТЬ ИСКУССТВА НАРОДНЫЕ КАРТИНКИ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ НАРТЕКС НАРЫШКИНСКИЙ СТИЛЬ НАСЕЧКА НАСКАЛЬНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ НАСЛЕДИЕ НАСТАЛИК НАСТИЛКА НАСХ НАСЫЩЕННОСТЬ НАТУРА НАТУРАЛИЗМ НАТУРЩИК НАТЮРМОРТ НАЦИОНАЛЬНОЕ И ИНТЕРНА­ЦИОНАЛЬНОЕ НЕБОСКРЁБ НЕЙТРАЛЬНЫЙ ФОН НЕКЛАССНЫЙ ХУДОЖНИК НЕКРОПОЛЬ НЕОАВАНГАРД НЕОБАРОККО НЕОГОТИКА НЕОГРЕК НЕОИДЕАЛИЗМ НЕОИМПРЕССИОНИЗМ НЕОКЛАССИЦИЗМ НЕОПЛАСТИЦИЗМ НЕОРЕАЛИЗМ НЕОРЕНЕССАНС НЕОРОКОКО НЕОРОМАНТИЗМ НЕОРУССКИЙ СТИЛЬ НЕОТРАДИЦИОНАЛИЗМ НЕПОЛНЫЙ ОРДЕР НЕРВЮРА НЕФ НИЕЛЛО НИЖНЕТАГИЛЬСКАЯ РОСПИСЬ ПО МЕТАЛЛУ НИЗКИЙ РЕЛЬЕФ НИМБ НИМФЕЙ НИХОНГА НИША НОВАТОРСТВО НОВАЯ ВЕЩЕСТВЕННОСТЬ НОВГОРОДСКАЯ ШКОЛА ЖИ­ВОПИСИ НОВЕЧЕНТО НОВЫЕ ДИКИЕ НОН-ФИГУРАТИВНОЕ ИСКУС­СТВО НОН-ФИНИТО НОРМАТИВНОСТЬ НЭЦКЭ НЮ НЮАНС