Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
МАСЛЯНАЯ ЖИВОПИСЬ

 
— разновидность живопис­ной техники, основанная на приме­нении растительного масла (отбелен­ного льняного, орехового, подсолнеч­ного) в качестве основного связую­щего вещества, а также на опреде­ленных приемах работы с красками. Для М. ж. используются множество разновидностей основы (холст, кар­тон, дерево, металл), многочислен­ные виды грунта, разнообразные со­рта кистей; ее красочный слой мо­жет быть тонким и густым, пастоз­ным, прозрачным и плотным, бле­стящим и матовым, светлым и очень темным, глубоким по тону. Наряду с многослойной живописьюподма­левком и лессировками) возможна живопись по сырому. В отличие от клеевой живописи, в особенности от гуаши, цвет масляной краски остает­ся после высыхания неизменным. М. ж. может использоваться не толь­ко для станковых картин, но и для исполнения панно, а также росписей на известковой штукатурке (хотя их стойкость ниже, чем у фрески). М. ж. свойственны особые возмож­ности непосредственного выражения авторского замысла, настроения, внутренних импульсов; она позволя­ет создавать самые богатые и тонкие варианты колорита, иллюзию про­странства и объема на плоскости. М. ж. присущи гибкость, податли­вость материала и сравнительная про­чность красочного слоя, вместе с тем склонность со временем к почерне­нию, пожелтению и растрескиванию (кракелюр). При длительной работе М. ж. предъявляет сложные техноло­гические требования.

Известная в античном и средне­вековом искусстве М. ж. широкое распространение получила только с кон. 14 — нач. 15 в. особенно после усовершенствования ее Яном ван Эйком. М. ж. техника, в которой ра­ботает подавляющее большинство ху­дожников с 16 в. (в России с 18 в.). До 19 в. было принято много­слойное письмо с систематическим употреблением разжижающих крас­ку лаков и заключительной лакиров­кой картин. С 19 в. распространяет­ся однослойная живопись письмо алла прима по грунту или по легко­му подмалевку. Возможность изобра­жать явления жизни с исключитель­ной полнотой и выражать наиболее непосредственно духовные побужде­ния автора обусловила широчайшее распространение М. ж. в современ­ном искусстве.

МАВЗОЛЕЙ МАВРИТАНСКИЙ СТИЛЬ МАВРИТАНСКОЕ ИСКУССТВО МАГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ МАГРИБ МАДОННА МАЗАР МАЗОК МАЙОЛИКА МАЙССЕНСКИЙ ФАРФОР МАЙХАН МАКАРА МАКЕТ МАКИ-Э МАККЬЯЙОЛИ МАКОВКА МАКРАМЕ МАКСУРА МАЛАХИТ МАЛЫЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ ФОРМЫ МАЛЫЕ ГОЛЛАНДЦЫ МАНДАЛА МАНДОРЛА МАНЕЖ МАНЕКЕН МАНЕРА МАНЕРНОСТЬ МАНСАРДА МАНУЭЛИНО МАНЬЕРИЗМ МАРИНА МАРИСТАН МАРКА МАРКЕТРИ МАРТАН МАРТИРИЙ МАРШАН МАСДЖИД МАСКА МАСКАРОН МАСЛО МАСЛЯНАЯ ЖИВОПИСЬ МАССОВОЕ ИСКУССТВО МАСТАБА МАСТЕРСКАЯ МАСТЕРСТВО МАСТИХИН МАСШТАБ МАТРЁШКА МАТРИЦА МАТУАР МАШИКУЛИ МАШРАБИЯ, МАШХАД МЕАНДР МЕБЕЛЬ МЕГАЛИТЫ МЕГАРОН МЕДАЛЬ МЕДАЛЬЕРНОЕ ИСКУССТВО МЕДАЛЬОН МЕДИНА МЕДРЕСЕ МЕЗОНИН МЕЗУЗА МЕЛКАЯ ПЛАСТИКА, МЕМОРИАЛЬНАЯ ДОСКА МЕМОРИАЛЬНЫЕ СООРУЖЕ­НИЯ МЕМОРИАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ МЕНГИР МЕНОРА МЕРОВИНГСКОЕ ИСКУССТВО МЕСТНЫЙ ЧИН МЕТАБОЛИЗМ МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ЖИ­ВОПИСЬ МЕТОД ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТОПА МЕЦЕНАТ МЕЦЦО-ТИНТО МЕЧЕТЬ МИКВА МИКРОРАЙОН МИЛЛЕФИОРИ МИЛЬФЛЁР МИМЕЗИС МИНАИ МИНАРЕТ МИНБАР МИНЕРАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ МИНИАТЮРА МИНИАТЮРА КНИЖНАЯ МИНИАТЮРА ПОРТРЕТНАЯ МИНИМАЛЬНОЕ ИСКУССТВО МИР ИСКУССТВА МИТРА МИТХУНА, МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ЖАНР МИХРАБ МИЦУДА-Э МНОГОПЛАНОВЫЙ РЕЛЬЕФ МНОГОСЛОЙНАЯ ЖИВОПИСЬ МОБИЛЬ МОГИЛЬНИК МОГОЛЬСКАЯ ШКОЛА МОДА МОДЕЛИРОВКА МОДЕЛЬ МОДЕРН МОДЕРНИЗМ МОДУЛЬ МОДУЛЬОНЫ МОЗАИКА МОЗАИЧНЫЙ НАБОР МОККОЦУ МОКРЫЙ СОУС МОЛЬБЕРТ МОНАСТЫРЬ МОНГОЛ-ЗУРАГ МОНЕТА МОНОГРАММА МОНОГРАММИСТЫ МОНОЛИТ МОНО-НО-АВАРЭ МОНОПТЕР МОНОТИПИЯ МОНОХРОМИЯ МОНУМЕНТ МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВО­ПИСЬ МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ПРОПА­ГАНДА МОНУМЕНТАЛЬНАЯ СКУЛЬП­ТУРА МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРА­ТИВНОЕ ИСКУССТВО МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРА­ТИВНАЯ СКУЛЬПТУРА МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТ­ВО МОНУМЕНТАЛЬНОСТЬ МОСКОВСКАЯ ШКОЛА ЖИ­ВОПИСИ МОСКОВСКОЕ БАРОККО МОТИВ МРАМОР МРАМОРЩИК МСТЕРСКАЯ ВЫШИВКА МСТЁРСКАЯ МИНИАТЮРА МУАР МУДЕХАР МУДРА МУЗЕЕВЕДЕНИЕ МУЗЕЙ МУКАРНЫ МУЛЬТИ-МЕДИА МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ МУЛЮРЫ МУЛЯЖ МУМИЯ МУНИНХВА МУРАККА МУСАЛЛА МУСЛИН МУТУЛЫ МУФЕЛЬ МУФЕЛЬНАЯ РОСПИСЬ МУХАККАК МУШАРАБИЯ МУШТАБЕЛЬ МЯГКИЙ ЛАК МЯГКИЙ СТИЛЬ МЯГКИЙ ФАРФОР