Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
ЛИНЕЙНАЯ ПЕРСПЕКТИВА


прямая    перспектива, научная перспектива
изображение трехмерного предмета на плоскости с помощью геометри­ческого метода центральной проек­ции: из выбранной точки простран­ства (центра перспективы) мысленно проводятся лучи ко всем точкам предмета, на пути лучей ста­вят условную плоскость, на которой надо получить плоское изображение, его получают, фиксируя пересечение проведенных лучей с плоскостью (осознаваемой как  картинная плоскость).

Теория и практика Л. п. зароди­лась еще в античности, ее правила упоминаются в трактате греческого математика Евклида (3 в. до н. э.), согласно трактату римского архитек тора Витрувия (1 в. до н. э.), Л. п. использовалась в театральных деко­рациях с 6—5 вв. до н. э. В римской перспективной живописи на рубеже н. э. пространственные построения близки к методам центральной про­екции. Но лишь в 15 в. художники итальянского Возрождения разрабо­тали, изложили и применили в живописи, рисунке и рельефе принци­пы Л. п., которые стали одной из научных основ изобразительного ис­кусства и художественной педагоги­ки, намного расширив их возможно­сти. Методы Л. п. позволяют создать иллюзию пространственной глубины и отвечают в целом особенностям фотографического изображения про­странства и предметов, но бинокуляр­ное (двумя глазами) зрение художни­ка сложнее и богаче, что вызвало многие варианты свободного истол­кования правил Л. п. В произведени­ях художников Возрождения и выда­ющихся мастеров следующего време­ни Л. п. не служила целям создания фотографической иллюзии, а явля­лась художественным средством вос­создания мира, исполненного законо­мерности и красоты.

В истории искусства Л. п. не яв­лялась ни абсолютным правилом для художников, ни самым совершенным методом изображения пространствен­ных объектов на картинной плоско­сти. Л. п. представляет собой мате­матическую модель, ориентирован­ную на монокулярное (одним глазом) зрение. Поэтому художники находи­ли возможность нарушить математи­ческую строгость Л. п., корректиро­вать ее с учетом бинокулярности зре­ния и особенностей психологии зри­тельного восприятия. Отступления от законов Л. п. заключаются в основ­ном в плавном искривлении прямых и в применении нескольких точек схода параллельных линий, что поз­воляет увеличивать проекционные размеры предметов, расположенных на дальних пространственных планах. На рубеже 19 и 20 вв. (в живописи Поля Сезанна, М. А. Врубеля) пра­вила Л. п. подверглись существенной коррекции в соответствии с индиви­дуальными пространственными кон­цепциями авторов. В кон. 20 в. жи­вопись постмодернизма оживила ин­терес к сложным построениям Л. п.

В 16—19 вв. на основе правил Л. п. были разработаны усложненные перспективные системы примени­тельно к кривым или сильно удален­ным поверхностям (панорамная, ку­польная перспектива, перспектива «птичьего полета»).

Наряду с «прямой» Л. п. истори­чески сложились другие системы ли­нейных перспективных построений, основанные на равноудаленности друг от друга параллельных линий (см. Параллельная перспектива) или на их расхождении от глаза зрителя (см. Обратная перспектива).

ЛАБИРИНТ ЛАВКИ ЛАВРА ЛАДЖВАРДИНА ЛАК ЛАКИ ЛАМБРЕКЕН ЛАН ЛАНДШАФТ ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА ЛАНТЕРНА ЛАТЕМСКАЯ ШКОЛА ЛАТИНСКИЙ КРЕСТ ЛЕБЕС ЛЕВКАС ЛЕКАЛО ЛЕКАНА ЛЕКИФ ЛЕМЕХ ЛЕПКА ЛЕПНИНА ЛЕСБИЙСКИЙ КИМАТИЙ ЛЕССИРОВКА ЛЕССИРОВОЧНЫЕ КРАСКИ ЛЕСТНИЦА ЛЕСХА ЛЕТТНЕР ЛИБЕРТИ СТИЛЬ ЛИЕРНА ЛИЗЕНА ЛИМОЖСКАЯ ЭМАЛЬ ЛИНЕАРНОСТЬ ЛИНЕЙНАЯ ПЕРСПЕКТИВА ЛИНИЯ ЛИНОГРАВЮРА ЛИРИЧЕСКАЯ АБСТРАКЦИЯ ЛИСТЕЛЬ ЛИСТЬЯ ЛИТОГРАФИЯ ЛИТОТИНТО ЛИТОФАНИЯ ЛИТУРГИЯ ЛИТЬЁ xyдожественное ЛИЦЕВЫЕ ТКАНИ ЛИЧНОЕ ПИСЬМО ЛОГОТИП ЛОДЖИЯ ЛОЖНАЯ АРКА ЛОЖНАЯ ГОТИКА ЛОЖНЫЙ СВОД ЛОКАЛЬНЫЙ ЦВЕТ ЛОМБАРДСКАЯ ШКОЛА ЛОПАТКА ЛОТ ЛОТОК ЛОТОСОВИДНАЯ КОЛОН­НА ЛОУ ЛУБОК ЛУБОЧНАЯ КАРТИНКА ЛУЗГА ЛУРИСТАНСКИЕ БРОНЗЫ ЛУТРОФОР ЛУЧИЗМ ЛУЧКОВАЯ АРКА ЛУЧКОВЫЙ ФРОНТОН ЛЭЙВЭНЬ ЛЭНД-АРТ ЛЮКАРНА ЛЮНЕТ ЛЮСТР ЛЮСТРА ЛЯГУШАЧЬЯ ПЕРСПЕКТИВА