Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
ИКОНА


 (греч.
eikon — изображение, образ) живописное (реже рельеф­ное) изображение Христа, Богомате­ри, святых, сцен из Священного пи­сания, предмет поклонения в христианской религии (православной и католической). В православных церк­вах И. составляют необходимую при­надлежность храма, а также служат для домашнего культа верующих. Как образно-смысловая система, возводя­щая мысль и чувство молящихся к божественному архетипу, И. истори­чески формировалась как сложный синтез изобразительно-пространственных форм, функционально связанных с символикой внутреннего храмового пространства. Иконопись впитала наследие некоторых дохри­стианских культур (позднеэллинистический погребальный портрет, трактовка нимбов и сакрального пространства в восточных культах; принцип иератизма и т. д.). В искусстве И. органически сочетаются элементы станковых, монументальных и прикладных форм, поскольку они входят в ансамбль алтарной преграды, иконостаса. Русская И обычно писалась на липовой доске, покры­той левкасом. Яичная темперная живопись сочеталась с обрамлением из драгоценных металлов и камней (басма, оклад); освещение лампада­ми и свечами создавало выразитель­ный эффект. Особое значение в хрис­тианском культе придается первооб­разным И. как откровениям, явив­шимся свыше, положившим начало церковным канонам (запечатленный на плате лик Христа, явление Бого­матери апостолу Луке; явление образа Троицы Сергию Радонежскому)

Возникновение И. и иконопочитания относится к 2—4 вв. (древней­шие сохранившиеся образцы к 5 — 6 вв.). Первоначальной техни­кой иконописи на Ближнем Востоке была энкаустика. Позже получила преобладание темпера на яйце Крупнейшими центрами иконописи стали Византия, Египет, Эфиопия, Балканские страны, Грузия. В като­лических странах И. связана в основ­ном со средневековым периодом (с эпохи Возрождения И. вытесняется алтарной картиной и сохраняется лишь в народном творчестве).

На Руси искусство иконописи, изначально связанное с византийской традицией, достигло в 12—16 вв. вы­сочайшего художественного качест­ва, стилевого и композиционного многообразия (крупнейшие масте­ра Алимпий, Феофан Грек, Анд­рей Рублев, Дионисий). С сер. 16 в. значительно усложняется и обогаща­ется иконография; вместе с тем рас­тет регламентация иконописи, подчи­нявшейся утвержденным канонам (в т. ч. решению Стоглавого собора, 1551). На протяжении 18 и 19 вв. массовая народная традиция И., ба­зирующаяся на канонизированных навыках ремесла, противостоит раз­вивающейся со времен Петра I свет­ской просветительской живописи (в т. ч. в иконостасах храмов). На рубе­же 19—20 вв. возрастает интерес к древнерусской И. как к националь­ному явлению мировой эстетической значимости в художественной куль­туре России.

ИВАН ИГЛА ИГРУШКА ИДЕАЛ ИДЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙНОСТЬ ИДЕОГРАММА ИДЕЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИДОЛ ИЕРАТИЗМ ИЕРОГЛИФ ИЕРОГЛИФИЧЕСКИЙ АБСТ­РАКЦИОНИЗМ ИЗБА ИЗВАЯНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТ­ВО ИЗОГРАФ ИЗОКЕФАЛИЯ ИЗРАЗЦЫ ИКОНА ИКОНОБОРЧЕСТВО ИКОНОГРАФИЯ ИКОНОЛОГИЯ ИКОНОПИСЬ ИКОНОСТАС ИКЭБАНА ИЛЛЮЗИОНИЗМ ИЛЛЮЗИЯ ИЛЛЮЗОРНОСТЬ ИЛЛЮМИНАЦИЯ ИЛЛЮМИНИРОВАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЯ ИМАМЗАДЕ ИМИДЖ ИМПЛЮВИЙ ИМПОСТ ИМПРЕССИОНИЗМ ИМПРИМАТУРА ИНДЕКС ИНДИХЕНИЗМ ИНИЦИАЛ ИНКАРНАТ ИНКРУСТАЦИОННЫЙ СТИЛЬ ИНКРУСТАЦИЯ ИНКРУСТАЦИЯ ИНОКОПЬ ИНКУНАБУЛА ИНРО ИНСИГНИИ ИНСТАЛЛЯЦИЯ ИНСУЛА ИНТАЛИЯ ИНТАРСИЯ ИНТЕРКОЛУМНИЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНАЯ ГОТИКА ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ИНТЕРЬЕР ИНФОРМАЛЬНОЕ ИСКУССТ­ВО ИНЬ-ЯН ИОНИК ИОНИЧЕСКАЯ БАЗА ИОНИЧЕСКАЯ КАПИТЕЛЬ ИОНИЧЕСКИЙ ОРДЕР ИПОСТАСЬ ИРИЗАЦИЯ ИРИМОЯ ИРОНИЯ ИСКУССТВО ЗЕМЛИ ИСКУССТВОЗНАНИЕ ИСЛИМИ ИСОКЕФАЛИЯ ИСТОРИЗМ ИСТОРИЧЕСКИЕ СТИЛИ ИСТОРИЧЕСКИЙ ГОРОД ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНР ИСТОРИЯ ИСКУССТВ ИТАЛЬЯНСКАЯ АКВАРЕЛЬ ИТАЛЬЯНСКИЙ КАРАНДАШ