Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
ЖИВОПИСЬ

 
(анг.
painting, фр. pein ture, нем. Malerei) — вид изобразительных искусств, традиционно зани­мающий первое место в их триаде (Ж., скульптура, графика). Способ­ность Ж. к воспроизведению разно­образных явлений жизни, действи­тельности, с чем связано происхож­дение и самого термина, прочно во­шедшего в русский лексикон с 18 в. («живописать» писать живо, изо­бражать явления жизнеподобно), определяет ту значительную нагрузку, какую Ж. несет как искусство, изо­бражающее природу, человека, жи­вотный мир, события из современной общественной или частной жизни людей, из исторического прошлого, мифологические образы, созданные человеческой фантазией. В соответ­ствии с предметным кругом изобра­жений Ж. подразделяется на жанры, из которых в европейской культуре на протяжении 16—20 вв. наиболь­шее развитие получили портрет, ис­торический жанр, бытовой жанр, ми­ологический жанр, батальный жанр, пейзаж, натюрморт, анималисти­ческий жанр. В произведениях Ж. нередко встречается сочетание раз­ных жанров или их элементов.

Как явление мировой культуры, прошедшее на протяжении тысячеле­тий эволюцию от наскальных роспи­сей палеолита до новейших течений в искусстве 20 в., объединяющее раз­ные этнические и культурно-конфес­сиональные миры, Ж. отнюдь не обя­зательно включает изобразительное начало. В этом смысле функции и возможности Ж. реалистической и «беспредметной» от декоративно-орнаментальной до построений аб­стракционизма чрезвычайно разнооб­разны. Поэтому можно определить Ж. как вид визуального (воспринимаемо­го зрением), статичного (не изменя­ющегося во времени), пространствен­ного искусства, не имеющего (в от­личие от архитектуры и прикладного искусства) прямого практического применения. Ж. отличается при этом от скульптуры своим плоскостным (не объемным) характером, а от гра­фики той первостепенной ролью, которую в живописи играет цвет. При этом формальные отличия живописи от скульптуры и графики нельзя аб­солютизировать, поскольку Ж. при­обретает некоторый объем благодаря фактуре, пастозному красочному слою и технике коллажа: она может быть однотонной, монохромной, а также может быть тесно связана с сооружением или предметом, зачастую выполняет разнообразные (хотя не собственно утилитарные) функции, как религиозные (в разных куль­товых системах), так и светские.

Основные разновидности Ж.станковая и монументаль­ная связаны с той материальной основой (несущей плоскостью), на какую наносится живописное произ­ведение. В станковой Ж. (картине) такой основой служит достаточно прочный и плотный материал (натя­нутый на подрамник холст, деревян­ная доска, лист картона, металла и т. п., обычно покрытые специаль­ным грунтом), позволяющий свобод­но перемещать произведения: разве­шивать на стенах, экспонировать на выставках, формировать музейные и частные коллекции. Как правило, произведения станковой Ж. предна­значены для показа и восприятия в интерьерах. Важным атрибутом кар­тины является рама, придающая жи­вописному образу завершенность и позволяющая при восприятии четко отграничить живописное иллюзорное пространство от реального окружения картины пространства интерьера. «Носителем» монументальной живо­писи является неподвижная архитек­турная основа (стена, свод, опора здания) или специальная конструк­ция. Монументальная Ж. может быть предназначена для интерьеров, фаса­дов, открытого городского простран­ства, внешней среды. С этим связана необходимость выбора для монумен­тальной Ж. более прочных (чем для станковой Ж.) материалов и разра­ботки технологии, исключающей выгорание на свету, размывание ат­мосферными осадками и другие из­менения Ж. во внешней среде (ка­менная, керамическая или смальтовая мозаика, витраж из цветных сте­кол, фреска и другие виды росписи). Произведение монументальной Ж. нельзя отделить от его основы (сте­ны, несущей конструкции); важной задачей художника является здесь достижение синтеза искусствгармоничного единства, логической связи, стилевого и образного единст­ва монументальной Ж. и архитекту­ры. Основой Ж. может быть и пред­мет; в этом случае, как правило, в ней преобладает декоративное начало. Особые виды Ж. иконопись, мини­атюра, декорационная Ж. (декора­ция театральная и кинодекорация), диорама и панорама.

Ж. обладает широким кругом вы­разительных средств, среди которых важнейшие композиция, рисунок и цвет (колорит). Ж. может пользо­ваться как оттенками одного цвето­вого тона, так и системой взаимосвя­занных тонов (красочная гамма), неизменяемым локальным цветом или цветовыми градациями (полутона, переходы, оттенки), показывающими различия в освещении предметов, в их положении в пространстве и сре­де; рефлексы обнаруживают взаимо­действие различно окрашенных объ­ектов; единство живописного тона позволяет объединять предметы со средой, валёры показывают тончай­шие оттенки, возникающие при вза­имодействии предметов и среды. На непосредственном изучении натуры основано воспроизведение естествен­ного солнечного света и воздушной среды (пленэр). Выразительность Ж. достигается и характером мазка, об­работкой красочной поверхности (фактура). Построение объема и пространства в Ж. связано с линей­ной и воздушной перспективой, светотеневой моделировкой, использова­нием конструктивных качеств рисун­ка и пространственных свойств теп­лых и холодных цветов. Ж. может быть однослойной (алла прима) и многослойной, имеющей прозрачные и полупрозрачные слои, подмалевок и лессировки.

Основные технические разновид­ности Ж.: масляная живопись (крас­ки на растительном масле как связу­ющем веществе), темпера (краски на естественных и искусственных эмуль­сиях), клеевая живопись, восковая живопись (в т. ч. энкаустика), живо­пись водяными красками по штука­турке сырой (фреска) и сухой (а секко), эмаль, живопись керамическими, силикатными, синтетическими крас­ками, мозаика, витраж; акварель, гуашь, пастель, тушь служат для ис­полнения как живописных, так и графических произведений.

По традиции основными инстру­ментами Ж. служат кисти различной ширины и мягкости, но употребля­ются также мастихин и специальные устройства для распыления жидкой краски (аэрографы) и для перенесе­ния на холст изображений фотохи­мическим способом.

Ж., как и любой вид искусства, оказывает эмоциональное воздействие на зрителей, формируя их духовную культуру и мировоззрение.

ЖАКОБ ЖАЛЦАН ЖАМАТУН ЖАНР ЖБАННИКОВСКАЯ ИГРУШКА ЖЕМЧУЖНИК ЖЕРТВЕННИК ЖИВОПИСНОСТЬ ЖИВОПИСНЫЙ РЕЛЬЕФ ЖИВОПИСЦЫ РЕАЛЬНОСТИ ЖИВОПИСЬ ЖИВОПИСЬ ДЕЙСТВИЯ ЖИВОПИСЬ НА ШЕЛКЕ ЖИВОПИСЬ ПО СЫРОМУ ЖИРАНДОЛЬ ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ ЖУИ ЖУХЛОСТЬ ЖЭНЬУХУА ЖЮРИ