Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
ЖАНР

 
(фр. genre—род, вид)— в изобразительных искусствах сово­купность произведений, объединяе­мых общим кругом тем, предметов изображения (исторический жанр, бытовой жанр, батальный жанр, портрет, пейзаж, натюрморт, ани­малистический жанр), а также автор­ским отношением к предмету, лицу, явлению (карикатура, шарж) либо способом их понимания и истолко­вания (аллегория, фантастика).

Элементы жанровых различий из­вестны с глубокой древности: анима­листические образы в пещерах пале­олита, фиксация мифологических преданий в петроглифах неолита, портреты Древнего Египта и Месо­потамии сIII тыс. до н. э., пейзажи и натюрморты в эллинистических и римских мозаиках и фресках, иера­тические религиозные композиции (христианские, буддийские) средних веков. Однако формирование Ж. как системы, характеризующей многооб­разный круг интересов, присущий ми­ровой художественной культуре, на­чалось в15—16 вв. и совершилось в основном в17 в. в связи с общим прогрессом европейского искусства; разделение его на отдельные Ж. спо­собствовало более глубокому изуче­нию и отражению искусством дей­ствительности и духовных ценностей общества. Становление Ж. связано с накоплением и развитием средств, навыков, традиций каждого Ж.

Современное понятие Ж. получи­ло наибольшее развитие на почве станковой живописи. В скульптуре разделение Ж. несколько иное, по­скольку их классификация основана во многом на целевом назначении скульптурных произведений (памят­ник, надгробие, декоративный рель­еф, медаль, гемма), но и здесь со­храняются устойчивые тематические Ж. (портрет, бытовой, исторический, батальный Ж.). Наряду с системой европейских современных Ж. есть другие системы, сложившиеся в дру­гих географических и исторических условиях. Таковы Ж. классической китайской живописи (жэнь-у, шань-шуй, хуа-няо), отвечающие особен­ностям гуманитарной традиции Ки­тая; своя система Ж. сложилась в древнерусском искусстве, можно выделить специфические признаки Ж. в искусстве Древнего Востока, Древней Америки, античного мира и т. д.

Ж.— историческая категория. Сложившиеся Ж. меняются в про­цессе развития искусства. Некоторые Ж. отмирают или приобретают новый смысл (напр., мифологический жанр), возникают новые— обычно в резуль­тате дифференциации ранее суще­ствовавших Ж. (напр., появление ар­хитектурного пейзажа и марины как разновидностей пейзажного Ж.). Воз­никают новые синтетические Ж. (напр., сочетание бытового Ж. с пей­зажем, группового портрета с исто­рическим Ж.).

Слова «жанр», «жанровый» неред­ко означают бытовой жанр и его спе­цифические качества, дух повседнев­ного обихода, строя обыденной жизни.

ЖАКОБ ЖАЛЦАН ЖАМАТУН ЖАНР ЖБАННИКОВСКАЯ ИГРУШКА ЖЕМЧУЖНИК ЖЕРТВЕННИК ЖИВОПИСНОСТЬ ЖИВОПИСНЫЙ РЕЛЬЕФ ЖИВОПИСЦЫ РЕАЛЬНОСТИ ЖИВОПИСЬ ЖИВОПИСЬ ДЕЙСТВИЯ ЖИВОПИСЬ НА ШЕЛКЕ ЖИВОПИСЬ ПО СЫРОМУ ЖИРАНДОЛЬ ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ ЖУИ ЖУХЛОСТЬ ЖЭНЬУХУА ЖЮРИ

версия для печати