Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
ГРАФИКА


(греч.
graphike, от grapho — пишу, рисую; англ. graphic art, фр. art graphique, нем. Graphik)вид изобразительных пространствен­ных (пластических) искусств. Так же как живопись, Г. связана с изображе­нием на плоскости: рисунок или отпечаток наносятся, как правило, на лист бумаги (выбор в основном сво­дится к различным ее сортам, иногда используется картон; в древностипапирус, пергамент). Произведение Г. обычно легче перемещается, чем картина, меньше ее по формату (хотя возможны графические эксперимен­ты и на гигантских листах бумаги, даже на фасадах домов т. н. су перграфика); но чаще встречаются и органичнее воспринимаются графи­ческие миниатюры или сравнитель­но небольшие листы. Г. обычно не закрепляется навечно на к.-л. архитектурной основе: графические (бу­мажные) листы всегда легко перено­симы, предназначены для выставок, для размещения в интерьерах. Существует станковая графика:  рисунок, не имеющий приклад­ного назначения, эстамп, лубокотдельные листы, которые можно раз­вешивать на стенах, раскладывать для показа в витринах, собирать в папках и которые никакой конкретной функции не несут. В содержательном плане станковая Г. не имеет никаких тематических ограничений, в то вре­мя как книжная Г. связана тем кругом образов, сюжетов или поэти­ческих ассоциаций, которые соответ­ствуют данному произведению лите­ратуры, данному изданию. Книжная Г как система формирования худо­жественной конструкции (книги) включает текст (печатное или руко­писное слово) и графические элемен­ты, составляющие единое целое (ил­люстрации, виньетки, заставки, бук­вицы, орнаментальные рамки, расчле­няющие текст полосы, картуши, графические элементы оформления авантитула и титула, переплета или обложки и суперобложки). Книж­ной Г. родственны журналь­ная и газетная по тем же формальным и содержательным при­знакам (связь с полиграфией, един­ство художественного организма журнала или газеты, тематическая при­вязка к публикуемым материалам). При этом специфика книжных и пе­риодических изданий (детская книга, книга сказок, исторический роман, стихи и т. д.; детские, молодежные, сатирические, развлекательные, тех­нические журналы, учебная литература буквари и пр.) определяет характер книжной и журнально-газетной Г, в которой появляются такие художественные феномены, как иллюстрация в изданиях для детей, политическая и бытовая карикатура и т. п.

Одним из вариантов книжной Г является миниатюра в рукописном манускрипте, существовавшая до изобретения книгопечатания и (некоторое время) параллельно с ним.

По целевому назначению выделя­ются как вполне самостоятельные области прикладная, или промышлен­ная графика («промграфика» художественное проектирование товар­ных, почтовых, денежных знаков, эмблем, этикеток, товарных упаковок и т п), экслибрис, плакат, в свою очередь подлежащий внутренней классификации по жанрам, типам, целевым установкам (сатирический, рекламный, просветительский и т. п.), способам тиражирования издательс­кий (или типографский) и малотиражный (репродуцируемый способом шелкографш, линогравюры или литографии)

Основной материал, используемый в искусстве Г, — бумага пред­определяет классическую роль бело­го фона, на котором значительную выразительность обретают линия, пят­но, при этом монохромное изображение (в черном цвете, в серой тональ­ности) на контрастном белом фоне формирует особую эстетическую си­стему, что позволяет в известном смысле характеризовать Г как искус­ство «белого и черного», что вовсе не исключает богатой полихромии или подцветки плоскостей в зависи­мости от творческого замысла худож­ника и выбора им материалов (цвет­ная бумага, цветные карандаши, акварель, фотослайд и т. п. ) Все же цвет в Г, в отличие от живописи с первостепенным для нее колоритом, чаще играет вспомогательную роль, в то время как основными средствами выразительности являются линия, штрих, контур, пятно, а также фон листа, активно участвующий в формировании графической композиции.

По способу исполнения и возможностям воспроизведения (тиражирования) графического произведения различаются уникальная и печатная Г. Уникальная Г. рисунок (карандашом или цветными карандашами, фломастером, углем, соусом, мелом, цветными мелками пас­телью, тушью кисточкой или пером и т д), акварель, гуашь, моно типия. коллаж, аппликация, фото монтаж и другие способы создания композиции с помощью различных материалов, дающие в итоге графи­ческое произведение как единствен­ный, неповторимый образец. П е ч а т н а я Г. дает возможность по­лучить определенный тираж относи­тельно равноценных, идентичных художественных произведенийоттисков с доски, с металлической пластины, с камня, листа линолеума или другой основы, на которую на­несен соответствующий рисунок (зеркальный по отношению к оттиску). В зависимости от материала, от тех­нического способа его обработки (гравирования) механического (резьба, процарапывание) или хими­ческого (травление), от вида «глубо­кой», «высокой» или «плоской» пе­чати различаются такие разновидно­сти («техники») печатной Г., как гра­вюра на дереве (ксилография), лино­гравюра, цинкография, литография, гравюра на картоне, гравюра резцом на меди, офорт, меццо-тинто, аква­тинта, сухая игла и другие, высту­пающие иногда в чистом виде, иног­да как смешанная техника как в чер­но-белом, так и в цветных вариан­тах. Дополнительным обогащением печатной Г. являются пробные отти­ски (состояния), фиксирующие эта­пы работы над листом, и рисунки на его полях (ремарки).

Жанры Г. повторяют основные жанры живописи, но не буквально: пейзаж (включая путевые зарисовки), портрет (включая зарисовку с нату­ры) в Г. встречаются чаще, чем более распространенные в живописи исторический, бытовой и другие жанры, сопряженные с созданием крупных многофигурных композиций. В изве­стной мере специфическим графиче­ским жанром является карикатура (сатирический рисунок, шарж), вклю­чая и плакат и газетную Г. Чаще, чем в других видах изобразительного искусства, в Г. возникают серии, цик­лы, объединенные общей темой, на­званием, последовательно раскрываю­щие творческий замысел художника.

Новой по типу своего возникно­вения, существования, «производст­ва» наряду с традиционной рисо­ванной или печатной, но так или иначе возникающей под рукой худож­ника является компьютерная гра­фика, ритмы, фигурные комбинации которой формируются в электронных системах и воспроизводятся на экра­не или печатаются принтером.

Особую, самостоятельную область образует Г. письма (эпиграфика, ис­кусство шрифта, каллиграфия), имевшая особенно большое художе­ственное значение в эстетических системах древности и Востока (араб­ская вязь, китайские и японские иероглифы, индийские шрифты, ар­мянский, грузинский алфавиты и др.); в особую область выделяется со­временный графический дизайн.

Лаконичное, резко заостренное выражение мыслей и чувств в произ­ведениях Г., ее способность быстро и оперативно откликаться на события, возможность развивать избранную тему в циклах, сериях изображений, удобство печатного размножения графических листов позволили Г. уже с 14—16 вв. занять видное место в об­щественной жизни, выполнять широ­кий круг информативных, агитацион­ных и сатирических функций.

ГАВИТ ГАЖА ГАЛАНТНЫЙ ЖАНР ГАЛЕРЕИ ЖИВОПИСИ ГАЛЕРЕЯ ГАЛЕРИСТ ГАЛЛЕ ГАЛЬВАНОПЛАСТИКА ГАЛЬВАНОСТЕГИЯ ГАММА ГАНЖИР ГАНОСИС ГАНЧ ГАРБХА-ГРИХА ГАРГУЛЬЯ ГАРМОНИЯ ГАРНИТУР ГАРНИТУРА ГВИРГВИНИ ГЕЗАМТКУНСТВЕРК ГЕЛИОГРАВЮРА ГЕММА ГЕНИЗА ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ АБСТРАК­ЦИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ОРНА­МЕНТ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ГЕРАЛЬДИКА ГЕРБ ГЕРМА ГЕРОИЧЕСКОЕ ГЕШТАЛЬТ ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА ГИГАКУ ГИДРИЯ ГИЛЬОШИРОВАНИЕ ГИПЕРРЕАЛИЗМ ГИПОСТИЛЬ ГИПОТРАХЕЛИЙ ГИППОДАМОВА СИСТЕМА ГИППОКАМП ГИПСЫ ГИПЮР ГИРИХ ГИРЛЯНДА ГЛАВА ГЛАВНАЯ TОЧКA СХОДА ГЛАДИЛКА ГЛАЗУРЬ ГЛАСИС ГЛИПТИКА ГЛИПТОТЕКА ГЛУБОКАЯ ПЕЧАТЬ ГЛУХАЯ РЕЗЬБА ГОБЕЛЕН ГОЛОГРАФИЯ ГОНЧАРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ ГОПУРАМ ГОРГОНЕЙОН ГОРЕЛЬЕФ ГОРИЗОНТ ГОРОДЕЦКАЯ РЕЗЬБА ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ ГОРОД-САД ГОРОД-СПУТНИК ГОСТИНЫЙ ДВОР ГОТИКА ГОТИКА ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНАЯ ГОХУА ГРАБШТИХЕЛЬ ГРАВЁР ГРАВИРОВАНИЕ ГРАВЮРА ГРАВЮРА НА КАМНЕ ГРАДАЦИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ КУЛЬ­ТУРА ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО ГРАНИЛЬНИК ГРАТТАЖ ГРАТУАР ГРАФИКА ГРАФИТНЫЙ КАРАНДАШ ГРАФИЧНОСТЬ ГРАФФИТИ ГРАФФИТИЗМ ГРАФФИТО ГРАФЬЯ ГРЕЧЕСКИЙ КРЕСТ ГРИДНИЦА ГРИЗАЙЛЬ ГРИФЕЛЬ ГРИФОН ГРИФОНАЖ ГРОБНИЦА ГРОТ ГРОТЕСК ГРОТЕСКИ ГРУНТ ГРУНТОВКА ГРУППОВОЙ ПОРТРЕТ ГУАШЬ ГУЛЬБИЩЕ ГУЛЬДАСТА ГУМБАД ГУН-БИ ГУРТ ГУРХАНА ГУСЁК ГУТНОЕ СТЕКЛО ГУТТЫ ГЭР ГЮЛИСТАН

версия для печати