Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
ГИПЕРРЕАЛИЗМ


(англ.
hyperrealism) направление в живописи и скульптуре, возникшее в сер. 1960-х гг. в США и получившее распростране­ние в других странах в 1970-х гг. В основе метода детальное копиро­вание фотографии, которая увеличи­вается при этом до размеров большо­го полотна. Стремясь сохранить все особенности фотоизображения, ис­ключить влияние собственного виде­ния, индивидуального движения руки, гиперреалисты использовали механические приемы копирования: диапро екцию, масштабную сетку, аэрограф вместо кисти, шлифовку поверхности готовой картины. В результате полу­чалось точное повторение инфра­структуры фотографии. Типичные сюжеты гиперреалистов виды ма­газинов, ресторанов, бензозаправоч­ных станций, стандартных жилых зданий, обслуживающих автоматов, т. е. мир современного урбанистиче­ского окружения. При этом особое внимание уделяется блестящим, от­ражающим поверхностям: стеклу, гладкому пластику и целлофану, по­лированным кузовам автомобилей, покрытому лаком оборудованию, до блеска отшлифованному граниту. Тщательно воспроизведенная игра от­ражений на таких поверхностях со­здает впечатление взаимопроникно­вения пространственных зон, запуган­ного соотношения планов, благодаря чему механически точное изображе­ние дезориентирует зрителя, приоб­ретает иррациональный характер. Виднейшие представители американ­ского Г. в живописи: Дон Эдди, Ри­чард Эстес, Ралф Гоингс, Роберт Коттингем, Бен Шонцайт, Малколм Морли, портретист Чак Клоуз. Скульпторы Г. (Джон де Андреа, Дуэйн Хэнсон) делали муляжи с жи­вых фигур, натуралистически раскра­шивали их, одевали в готовое платье. Своеобразные варианты Г. сложились в 1970-х гг. в Эстонии (Андо Кесккю ла, Рейн Таммик, Хейти Полли), Латвии (Миервалдис Полис), России (А. В. Волков, А. Н. Петров, Е. А. Амаспюр), на Украине (С. А. Гета, С. Н. Базилев). Их общая черта сочетание техники западно­го Г. со стремлением усилить образ­ный эффект неожиданности взгляда на современную жизнь и использова­нием ради этой цели живописных и графических средств. Другие назва­ния Г. фотореализм, холодный реализм, резкофокусный реализм, ра­дикальный реализм.

ГАВИТ ГАЖА ГАЛАНТНЫЙ ЖАНР ГАЛЕРЕИ ЖИВОПИСИ ГАЛЕРЕЯ ГАЛЕРИСТ ГАЛЛЕ ГАЛЬВАНОПЛАСТИКА ГАЛЬВАНОСТЕГИЯ ГАММА ГАНЖИР ГАНОСИС ГАНЧ ГАРБХА-ГРИХА ГАРГУЛЬЯ ГАРМОНИЯ ГАРНИТУР ГАРНИТУРА ГВИРГВИНИ ГЕЗАМТКУНСТВЕРК ГЕЛИОГРАВЮРА ГЕММА ГЕНИЗА ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ АБСТРАК­ЦИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ОРНА­МЕНТ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ГЕРАЛЬДИКА ГЕРБ ГЕРМА ГЕРОИЧЕСКОЕ ГЕШТАЛЬТ ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА ГИГАКУ ГИДРИЯ ГИЛЬОШИРОВАНИЕ ГИПЕРРЕАЛИЗМ ГИПОСТИЛЬ ГИПОТРАХЕЛИЙ ГИППОДАМОВА СИСТЕМА ГИППОКАМП ГИПСЫ ГИПЮР ГИРИХ ГИРЛЯНДА ГЛАВА ГЛАВНАЯ TОЧКA СХОДА ГЛАДИЛКА ГЛАЗУРЬ ГЛАСИС ГЛИПТИКА ГЛИПТОТЕКА ГЛУБОКАЯ ПЕЧАТЬ ГЛУХАЯ РЕЗЬБА ГОБЕЛЕН ГОЛОГРАФИЯ ГОНЧАРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ ГОПУРАМ ГОРГОНЕЙОН ГОРЕЛЬЕФ ГОРИЗОНТ ГОРОДЕЦКАЯ РЕЗЬБА ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ ГОРОД-САД ГОРОД-СПУТНИК ГОСТИНЫЙ ДВОР ГОТИКА ГОТИКА ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНАЯ ГОХУА ГРАБШТИХЕЛЬ ГРАВЁР ГРАВИРОВАНИЕ ГРАВЮРА ГРАВЮРА НА КАМНЕ ГРАДАЦИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ КУЛЬ­ТУРА ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО ГРАНИЛЬНИК ГРАТТАЖ ГРАТУАР ГРАФИКА ГРАФИТНЫЙ КАРАНДАШ ГРАФИЧНОСТЬ ГРАФФИТИ ГРАФФИТИЗМ ГРАФФИТО ГРАФЬЯ ГРЕЧЕСКИЙ КРЕСТ ГРИДНИЦА ГРИЗАЙЛЬ ГРИФЕЛЬ ГРИФОН ГРИФОНАЖ ГРОБНИЦА ГРОТ ГРОТЕСК ГРОТЕСКИ ГРУНТ ГРУНТОВКА ГРУППОВОЙ ПОРТРЕТ ГУАШЬ ГУЛЬБИЩЕ ГУЛЬДАСТА ГУМБАД ГУН-БИ ГУРТ ГУРХАНА ГУСЁК ГУТНОЕ СТЕКЛО ГУТТЫ ГЭР ГЮЛИСТАН

версия для печати