Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
БАТАЛЬНЫЙ ЖАНР


(от фр. bа
taille битва) жанр изобразитель­ного искусства (гл. обр. живописи, отчасти также графики и скульпту­ры), связанный с изображением битв, военных походов, ратных подвигов, разнообразных боевых действий и эпизодов военной жизни. Важное значение в европейской живописи Б. ж. приобрел в эпоху Возрождения (Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициан, Тинторетто), пережил свой подъем в 17—18 вв. (Диего Веласкес, Рембрандт, Никола Пуссен, Антуан Ватто) и особенно ярко запечатлел пафос и трагедию войны в период распространения романтизма в 1-й пол. 19 в. (Франсиско Гойя, Теодор Жерико, Эжен Делакруа). В 19 — нач. 20 в. наряду с документально точным повествовательным изображением битв и военных сцен (Орас Верне, Эдуар Детай, Альфонс Невиль во Франции, А. Е. Коцебу, Ф. А. Рубо в России) появляется стремление пе­редать психологию войска, простых солдат, превратности военной служ­бы (В. В. Верещагин, В. И. Суриков в России, Адольф Менцель в Герма­нии).

Б. ж. может быть составной частью исторического жанра (при изображении боевых действий или военного быта прошлой эпохи либо при осознании исторического смыс­ла современных сражений), составной частью мифологического жанра (если изображаются поединки фан­тастических героев), а также может иметь непосредственное отношение к современной художнику жизни армии и флота, к изображению новой бое­вой техники, нового характера вооруженных конфликтов, свидетелем и даже участником которых становит­ся сам художник, создающий произ­ведение Б. ж. по личным впечатле­ниям и зарисовкам, воспоминаниям. Б. ж. может включать элементы дру­гих жанров бытового, портретно­го, пейзажного, анималистического (при изображении конницы), натюр­морта (при изображении оружия, доспехов, военных трофеев, знамен и др. атрибутов воинской жизни). Традиционно Б. ж. был чаще всего  связан с воспеванием воинской до­блести, ярости битвы, торжества по­беды, со стремлением поддержать в обществе воинственный дух и патриотические настроения, чему придава­лось особенно большое значение в предвоенные и военные периоды (в частности, в Советском Союзе). В 1934—1935 гг. была создана Студия военных художников им. М. Б. Гре­кова, которая была ориентирована на приоритетное развитие Б. ж., на про­славление мощи Красной Армии. Батальные картины, графические циклы, скульптурные композиции, панорамы, диорамы следовали тради­циям воспевания воинской героики. Вместе с тем в широких рамках Б. ж. 20 в. находило выражение гу­манистическое сочувствие народам, пережившим трагедию войны, пони­мание судеб человека на войне (кар­тины М. Б. Грекова, А. А. Дейнеки, С. В. Герасимова, А. А. Пластова, Кукрыниксов, Е. Е. Моисеенко, Б. М. Неменского, А. А. Мыльнико­ва, Г. М. Коржева; полотна о латыш­ских стрелках Индулиса Зариня; по­лотна и рисунки Хосе Клементе Ороско в Мексике, Пола Нэша в Англии, Ренато Гуттузо в Италии). Протест против бесчеловечности вой­ны, восприятие войны как величай­шей трагедии, насилия над человеком и народом с особой силой и болью были воплощены в графике бель­гийца Франса Мазерееля, немца Отто Дикса, русских художников Д. А. Шмаринова, Б. И. Пророкова и в знаменитой «Гернике» (1937) Пабло Пикассо, прозвучавшей как проклятие фашизму и войне.

БАГ БАГЕТ БА ГУА БАЗА БАЗИЛИКА БАЙТ АЛЬ-МАЛ БАККАРА БАКЛАГА БАЛДАХИН БАЛХАРСКАЯ КЕРАМИКА БАЛЮСТРАДА БАЛЮСТРЫ БАЛЯСИНА БАНД-Е РУМИ БАНКО БАПТИСТЕРИЙ БАРАБАН БАРАКА БАРБАКАН БАРБИЗОНЦЫ БАРБЫ БАРЕЛЬЕФ БАРМЫ БАРОККО БАРХАТ БАСКУР БАСМА БАТАЛЬНЫЙ ЖАНР БАТИК БАШНЯ БЕДНОЕ ИСКУССТВО БЕЗВОРСОВЫЙ КОВЁР БЕЗОБРАЗНОЕ БЕЛЬВЕДЕР БЕЛЬЭТАЖ БЕМА БЕМСКОЕ СТЕКЛО БЕРЁСТА БЕСПРЕДМЕТНОЕ ИСКУССТВО БЕТЭЛЬ БИДЕРМАЙЕР БИДЗИНГА БИЖУТЕРИЯ БИСЕР БИСКВИТ БИСТР БИТУМ БИТ-ХИЛАНИ БИФОРИЙ БЛИК БОГЕМСКОЕ СТЕКЛО БОГОРОДСКАЯ ИГРУШКА БОДИ-АРТ БОДХИ БОДХИ-ГХАРА БОРДЮР БОСКЕТ БОЧКА БОШАНЬ СЯН ЛУ БРА БРАТИНА БРУТАЛИЗМ БУГАКУ БУДДАПАДА БУКВИЦА БУКРАНИЙ БУЛЕВТЕРИЙ БУЛАТ БУЛЬ БУМАГА БУНДЗИНГА БУОН ФРЕСКО БУРДЖ БУРХАН БУСТАН БУТАФОРИЯ БУЧАРДА БЫТОВОЙ ЖАНР БЫТОВОЙ ПОРТРЕТ БЮСТ

версия для печати