Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
БАРОККО


(итал.
barocco — причуд­ливый; англ. baroque, фр. baroque, нем. Barock) — художественный стиль, зародившийся в кон. 16 в. в Италии и распространившийся в дру­гих странах Зап. Европы до нач. 18 в.; в 17—18 вв. Б. появилось в Вост. Европе, Лат. Америке, отчас­ти в Сев. Америке и Азии. Б. как искусствоведческий термин распространен в научном лексиконе с кон. 19 в. Введен историками искусства Я. Буркхардтом и Г. Вёльфлином. Искусство Б. имело в своей основе некоторые черты искусства Возро­ждения жизнеутверждающий характер, энергичность, тяготение к ансамблю и синтезу искусств. Но если в ансамблях Ренессанса всегда сохранялось четкое расчленение видов искусства, то для Б. характерна значительно большая степень взаимопроникновения архитектуры, скульптуры, живописи. Эта синтетич­ность основополагающая черта Б., которому вместе с тем присущи кон­трастность, динамичность, напряжен­ность, слияние иллюзии и реальнос­ти, возвышенного и бытового, идеаль­ного и материального, что было спо­собом выражения сложности мироздания, его динамической изменчиво­сти. Искусство Б. отличается пыш­ностью, экзальтацией образов. В ар­хитектуре Б. преобладают эффектный размах, текучесть криволинейных форм, богатство и зрелищность (Джованни Лоренцо Бернини, Франческо Борромини), слияние объемов и яру­сов в одну динамичную массу, пре­одоление горизонталей с помощью скульптурного декора, необычайное ощущение взаимодействия архитек­турной массы и пространства. Имен­но в эпоху Б. получили распростра­нение городские и дворцово-парковые ансамбли (площадь св. Петра в Риме, Версаль, Петергоф). Для жи­вописи (братья Карраччи, Микеланджело да Караваджо, Питер Пауэл Ру­бенс, Антонис ван Дейк) характерны монументальность, осязательная плас­тичность в эффектных декоративных композициях, парадных портретах, контрасты идеального и достоверно­го. Живописные произведения также активно взаимодействуют с архитектурным пространством: они изначаль­но создавались для определенного типа интерьеров, зрительно увеличи­вали их пространство, используя пер­спективные иллюзионистические эффекты. В скульптуре (Лоренцо Бернини) утвердились вещественность, осязаемость в трактовке форм вместе с повышенной эмоциональ­ностью, слиянием мистического и реального, разнообразием фактуры; органичное существование скульпту­ры в пространстве, слияние с ним особенно ощущается в парковых ан­самблях. Проникновению Б. в Рос­сию способствовали преобразования Петра I. Расцвет праздничного, опти­мистичного русского Б. приходится на 1740—1750-е гг. Однако в России Б. не существовало в «чистом» виде, а вобрало в себя традиции классициз­ма 17 в. и черты рококо, что сообщи­ло архитектурным сооружениям осо­бую парадность и торжественность, прямолинейность планов в сочетании с прихотливой нарядностью декора (Бартоломео Франческо Растрелли, С. И. Чевакинский, Д. В. Ухтомский). Знамениты Зимний дворец в Санкт-Петербурге (1754—1762), Большой дворец в Царском Селе (1752—1757) (оба архитектор Растрелли) и др. Своеобразно преломлены барочные традиции в украинской архитектуре 18 в., где преобладают живописность и декоративность, обильное украше­ние фасадов лепниной и керамической скульптурой, выдающими вли­яние народной росписи и резьбы (И. Г. Григорович-Барский). Необычайной пышностью, причудливостью декора отличалось в 17—18 вв. Б. Испании (чурригереско по имени ар­хитектора Хосе Бенито де Чурригера) и «ультрабарокко» Мексики (архитектор Лоренсо Родригес). Бо­гатая узорность и многоцветность ис­кусства Б. способствовали его про­никновению в изобразительный и де­коративный фольклор, что породило «народное Б.», особенно распростра­ненное в странах Скандинавии, Вост. Европы, Средиземноморья, Лат. Аме­рики.

БАГ БАГЕТ БА ГУА БАЗА БАЗИЛИКА БАЙТ АЛЬ-МАЛ БАККАРА БАКЛАГА БАЛДАХИН БАЛХАРСКАЯ КЕРАМИКА БАЛЮСТРАДА БАЛЮСТРЫ БАЛЯСИНА БАНД-Е РУМИ БАНКО БАПТИСТЕРИЙ БАРАБАН БАРАКА БАРБАКАН БАРБИЗОНЦЫ БАРБЫ БАРЕЛЬЕФ БАРМЫ БАРОККО БАРХАТ БАСКУР БАСМА БАТАЛЬНЫЙ ЖАНР БАТИК БАШНЯ БЕДНОЕ ИСКУССТВО БЕЗВОРСОВЫЙ КОВЁР БЕЗОБРАЗНОЕ БЕЛЬВЕДЕР БЕЛЬЭТАЖ БЕМА БЕМСКОЕ СТЕКЛО БЕРЁСТА БЕСПРЕДМЕТНОЕ ИСКУССТВО БЕТЭЛЬ БИДЕРМАЙЕР БИДЗИНГА БИЖУТЕРИЯ БИСЕР БИСКВИТ БИСТР БИТУМ БИТ-ХИЛАНИ БИФОРИЙ БЛИК БОГЕМСКОЕ СТЕКЛО БОГОРОДСКАЯ ИГРУШКА БОДИ-АРТ БОДХИ БОДХИ-ГХАРА БОРДЮР БОСКЕТ БОЧКА БОШАНЬ СЯН ЛУ БРА БРАТИНА БРУТАЛИЗМ БУГАКУ БУДДАПАДА БУКВИЦА БУКРАНИЙ БУЛЕВТЕРИЙ БУЛАТ БУЛЬ БУМАГА БУНДЗИНГА БУОН ФРЕСКО БУРДЖ БУРХАН БУСТАН БУТАФОРИЯ БУЧАРДА БЫТОВОЙ ЖАНР БЫТОВОЙ ПОРТРЕТ БЮСТ

версия для печати