Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
АЛТАРЬ


(лат.
altaria, от alta аrавысокий жертвенник), жертвенник; у древних наро­дов священное место принесения жертвы или вознесения молитв богу (богам), в буддизме и христианст­ве самая важная святая часть храма. На Ближнем Востоке древ­нейшие А. представляют собой ис­кусственные возвышения, земляные или из природного камня: «И сказал Господь Моисею... сделай Мне жертвенник из земли и принеси на нем всесожжения твои и мирные жертвы твои, овец твоих и волов твоих... если же будешь делать Мне жертвенник из камней, то не соору­жай его из тесаных, ибо, как нало­жишь на них тесло твое, то осквер­нишь их; и не восходи по ступеням к жертвеннику Моему, дабы не от­крывалась при нем нагота твоя» (Исх. 20:22—26). Древние А. обычно имели форму высокого сто­ла, воздвигнутого из каменного бло­ка (часто с углублением для жертвы на верхней грани) или плиты. В эл­линистический и римский периоды сооружались монументальные А. в виде здания с колоннадами, лестни­цами, мраморными рельефами  (Большой алтарь Зевса в Пергаме, около 181—159 до н.э.; реконструк­ция Государственные музеи, Бер­лин). Небольшие А. в форме колон­ки или столпобразного постамента предназначались для воскурения жертвенного фимиама, иногда снаб­жались посвятительными надпися­ми и в некоторых случаях рель­ефными изображениями донаторов. На Дальнем Востоке древнейшие А. имели вид насыпного холма с очагом в центре. В древнем и средневеко­вом Китае А. служил местом возне­сения молитв Небу и Земле и в соот­ветствии с космогоническими пред­ставлениями китайцев имел форму круглой (подобно Небу) и квадрат­ной (подобно Земле) в плане много­ступенчатой террасы. А. буддийско­го храма представляет собой распо­ложенное против входа в глубине за­ла возвышение со статуями бо­жеств; в средние века получили распространение переносные А. с буддийскими статуями и росписями на темы буддийских легенд.

В христианской церкви А. жертвенный стол (престол); также восточная часть внутреннего помещения, отделенная от остальной части алтарной преградой (в право­славной русской церкви с 14—15 вв. превращенной в иконостас). С 8 в. известны переносные A.-складни, с 11 в. стенки («ретабли») с живописью и скульптурой. А. ме­сто только для священнодействующих.

Многие знаменитые шедевры за­падноевропейского искусства были созданы как алтарные картины («об­разы»), напр. «Вознесение Марии» Тициана (ок. 1516—1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари в Венеции) или алтарные стенки-складни «Гентский алтарь», живописцы Хуберт и Ян ван Эйк (окон­чен в 1432, собор св. Бавона, Гент), «Краковский алтарь», скульптор и живописец Файт Штосе (1477—1489, костел Девы Марии в Кракове), трип­тихи «Водружение креста» (ок 1610—1611) и «Снятие со креста» (ок. 1611—1614) — оба выполнены Питером Пауэлом Рубенсом (оба в соборе Богоматери в Антверпене).

А СЕККО АБАКА АББАТСТВО АБРАМЦЕВО-КУДРИНСКАЯ РЕЗЬБА АБРИС АБРОВЫЕ ТКАНИ АБСИДА АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО АБСТРАКТНЫЙ ЭКСПРЕССИО­НИЗМ АБСТРАКЦИОНИЗМ АБСТРАКЦИЯ АВАНГАРДИЗМ АВАНТИТУЛ АВЕРС АВТОГРАВЮРА АВТОГРАФ АВТОГРАФИЯ АВТОЛИТОГРАФИЯ АВТОПОРТРЕТ АВТОТИПИЯ АВТОЦИНКОГРАФИЯ АГАДИР АГАПА АГАТОВАЯ КЕРАМИКА АГВЕДАЛЬ АГИТАЦИОННОЕ ИСКУССТВО АГИТАЦИОННЫЙ ФАРФОР АГОРА АДЗЭКУРА АДОБА АДОРАНТ АЙАДАНА АЙВАН АЛЕБАСТР АЛЬГРАФИЯ АКАДЕМИЗМ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ АКАДЕМИЧЕСКАЯ ПРОГРАМ­МА АКАНТ АКВАРЕЛЬ АКВАТИНТА АКВАТИПИЯ АКВАФОРТЕ АКВЕДУК АККУМУЛЯЦИЯ АКРИЛОВЫЕ КРАСКИ АКРОЛИТ АКРОПОЛЬ АКРОТЕРИЙ АКСЕССУАР АКСОНОМЕТРИЯ АКТ АКЦИДЕНЦИЯ АКЦИОНИЗМ АЛАБАСТР АЛЕБАСТР АЛЛА ПРИМА АЛЛЕГОРИЯ АЛТАРНАЯ ПРЕГРАДА АЛТАРЬ АЛФИС АЛЬГРАФИЯ АЛЬКОВ АЛЬПИЙСКАЯ ГОРКА АЛЬФРЕЙНАЯ РАБОТА АЛЬ ФРЕСКО АМАЛАКА АМБУЛАТОРИЙ АМВОН АМПИР АМУЛЕТ АМУР АМФИПРОСТИЛЬ АМФИТЕАТР АМФОРА АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИСКУССТ­ВО АНАМОРФОЗ АНАТОМИЯ ПЛАСТИЧЕСКАЯ АНАХРОНИЗМ АНГЛИЙСКАЯ АКВАРЕЛЬ АНГЛИЙСКИЙ ПАРК АНГЛИЙСКИЙ ХРУСТАЛЬ АНГОБ АНДА АНДАЛУССКИЙ САД АНДЕГРАУНД АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ ЖАНР АНКРЁ АНСАМБЛЬ АНТАБЛЕМЕНТ АНТАРАЛА АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО АНТРЕСОЛЬ АНТРОПОМОРФИЗМ АНТЫ АНФАС АНФИЛАДА АНХ АПАДАНА АППЛИКАЦИЯ АПСИДА АРАБЕСКА АР БРЮТ АНТЕМИЙ АНТЕФИКСЫ АР ДЕКО АРДХАМАНТАПАМ АРИБАЛЛ АРКА АРКАДА АРКАТУРА АРКБУТАН АРКОСОЛИЙ АРЛЕКИН АРМАТУРА АРМАТУРНЫЙ ФРИЗ АР НУВО АРТ-ДИЛЕР АРТЕ ПОВЕРА АРТЕСОНАДО АРТЕФАКТ АРХАИКА АРХЕТИП АРХИВОЛЬТ АРХИТЕКТОНИКА АРХИТЕКТУРА АРХИТЕКТУРНАЯ ГРАФИКА АРХИТЕКТУРНАЯ КОЛОРИСТИКА АРХИТЕКТУРНЫЕ ОБЛОМЫ АРХИТЕКТУРНЫЕ ОРДЕРА АРХИТЕКТУРНЫЙ ПЕЙЗАЖ АРХИТРАВ АСИММЕТРИЯ АСКОС АССАМБЛАЖ АССИСТ АССОЦИАЦИЯ АСТИЛЯРНЫЙ ОРДЕР АСТРАГАЛ АСФАЛЬТ АТАШКЕД АТЕЛЬЕ АТЛАНТ АТЛАС АТРИБУТ АТРИБУЦИЯ АТРИЙ АТТИЧЕСКАЯ БАЗА АУКЦИОН АУКЦИОННЫЙ ДОМ АФТАБА АФФРЕСКО АЭРОГРАФ АЭРОГРАФИЯ

версия для печати