Многоценное сокровище. Иконы Богоматери Одигитрии Влахернской в России. Рындина А.В.

 

Многоценное сокровище. Иконы Богоматери Одигитрии Влахернской в России. Научн. ред. и автор ст. «Послесловие» – А.В. Рындина. Музеи Кремля, ГТГ, ЦМиАР, НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ и др. М.: Полиграфический Центр «Декарт», 2005. 88 с., ил.

Статьи каталога составлены сотрудниками московских музеев (Музеи Кремля, ЦМиАР, ГТГ). Альбом-каталог приурочен к 350-летию принесения в Россию чудотворного образа Божией Матери и посвящен всем известным на русской почве иконам Богоматери Одигитрии Влахернской. В книге собран обширной исторический и исследовательский материал, касающийся не только привоза в 1653 году чудотворного образа ко двору царя Алексея Михайловича, но и его почитания и копирования в последующие годы (в начале XVIII века). Представлены свидетельства обо всех иконах Богоматери Влахернской, резных и живописных, к настоящему времени известных в России, и их описания. Проблема имеет свою «загадку». Которая из рельефных икон этого круга непосредственно связана с грамотой 1653 года – резной образ Успенского собора Московского Кремля (Греция, вторая половина XV века – по версии И.М. Соколовой), или воскомастичная икона из Влахернской церкви в Кузьминках, как предполагает Г.В. Сидоренко, подаренная царем семейству Строгановых и датируемая ею предположительно VII веком? Подводя итоги названным гипотезам А.В. Рындина в «Послесловии» на широком фоне древних памятников византийской пластики, на ряде «неувязок» с историей образа и обрядов литургического почитания чудотворной иконы делает предположение о первенстве Влахернской Одигитрии из Кузьминок, датируя ее в пределах X–XI веков. Она же определяет резной в дереве рельеф 1706 года из частного собрания как копию именно этой иконы, а также высказывает мысль о причинах передачи древнего образа Строгановым.






версия для печати