Художественная эмаль. Альбом. Николай Вдовкин.

 

Николай Вдовкин. Художественная эмаль. Альбом. М. 2021. Издательство «Северный паломник». - 96 с.; с илл. Тираж 500 экз.

Издание альбома академика РАХ Н. Вдовкина к выставке в залах Академии художеств в августе 2021 г.

Эмальерное дело в современной России развивается и формируется сравнительно недавно по меркам исторического и искусствоведческого анализа. Конечно, в ретроспекции были материалы по истории техник и технологий эмальерного искусства. Но чтобы понять и принять «художественное эмалирование» как явление в изобразительном искусстве, нужно знать «местонахождение» его в искусствоведении и культуре вообще. С развитием эмальерных пластических изысканий и художнических эстетических задач формировалось и выстраивалось отношение между видением художника и ремесленным построением самого произведения.

Немаловажное значение имел тот факт, что в творческий процесс эмалирования пришли мастера из разных «цехов». Здесь были и живописцы, и графики, и монументалисты, и скульпторы, и многие художники, кому были интересны возможности «эмали». Возникло новое понятие - «станковая эмаль». В 70-е годы XX века во многих странах развиваются центры по эмалированию. Так, российские художники учились в Кечкеметской эмальерной школе (Венгрия). Благодаря тесному общению между коллективами художников и мастерами-эмальерами широко и плодотворно обогатилось художественное эмалирование в целом. Теперь уже эмалирование было не только в прикладном искусстве, но и широко шагнуло в архитектуру, в объёмную пластику, а также изменились задачи и поиски художников. Надо сказать, делая ставку на эстетическое начало в самой природе «эмали», художник поставил себя перед исключительно сложной проблемой поиска такого формально пластического решения, которое бы передавало художественный образ и при этом являлось источником не только эстетического переживания, но и познания мира. В отличие от «чистого станковизма», эмалевые вещи, представляющие по своей природе «материал», остаются «объектом». Разнообразие видов, жанров, техник и материалов искусства художник направляет на конечную цель - постижение духовного начала в творческом процессе.

ISBN 978-5-94431-418-5






версия для печати