Безжалостный огонь пощадил памятник понтифику Иоанну Павлу II у собора Нотр-Дам работы З.К. Церетели

 

В самом начале Страстной седмицы, предшествующей Католической Пасхе, произошел крупнейший пожар в соборе Парижской Богоматери. Обрушился шпиль, пламенем была объята несущая конструкция, серьезно пострадало внутреннее убранство, в спешном порядке эвакуировали святыни и реликвии собора, главная из которых – Терновый венец Спасителя, тот самый, который воины возложили на главу Иисуса Христа, усугубляя Его страдания.

Спасение важнейших христианских святынь сегодня воспринимается как чудо – ведь по силе пожару, случившемуся в соборе Нотр-Дам, трудно найти аналоги в мировой истории. Чудом можно назвать и уцелевшую скульптуру Папы Римского Иоанна Павла II, установленную в сквере, названном в честь Святого Папы Иоанна XXIII, примыкающем к южному фасаду собора, наименее пострадавшему во время пожара. Автор – народный художник СССР и России, президент Российской академии художеств, посол Доброй воли ЮНЕСКО Зураб Церетели. Памятник почернел, покрывшись копотью, но не деформировался, что максимально облегчает задачу его поновления.

Открытие памятника Папе Римскому Иоанну Павлу II, причисленному Римской Католической Церковью к лику святых, состоялось 25 октября 2014 года. Монумент высотой 3,6 метра исполнен в бронзе. Скульптурную композицию отличает ясность и чистота пластической формы. Скульптору удалось выразить характер понтифика, о котором сохранилась память как о скромном, полного внутреннего достоинства и бесконечной любви к людям человеке.

Иоанн Павел II изображен в полный рост в узнаваемом облачении главы Католической Церкви. Художник запечатлел умное, светящееся добротой лицо святого. Его руки соединены и прижаты к груди в жесте смирения и покаяния. Автор уловил характерное движение рук первосвященника, которое наблюдал в жизни при личном общении с ним. Этот «разговор руками» Зураб Церетели поднимает до уровня знака, символизирующего покорность воле Божественной, которая считается главнее всех добрых дел.

Монумент решен лаконично и просто, без лишних деталей и внешних эффектов. Но именно такое решение вызывает определенный эмоциональный отклик – восхищение внешне малоприметным человеком, сделавшим так много для объединения людей на нашей планете.

С просьбой о создании скульптурного образа Иоанна Павла II к художнику обратилась Польская Католическая миссия во Франции в лице ее ректора господина Станислава Ежа. Памятник стал даром российского народа польской общине города Парижа.

Как собор Парижской Богоматери является символом Франции, так и памятник Папе Римскому Иоанну Павлу II, установленный возле собора, превратился в символ служения людям через истинную Веру. Для автора создание этого монумента стало еще одним этапом в разработке темы «вечных ценностей», важнейшей из которых является Вера человека, определяющая его поступки и действия в жизни.

Елена Романова, член-корреспондент РАХ.






версия для печати